СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра в дошкольном воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра в дошкольном воспитании»

СЛАЙД 1


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК

СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА


СЛАЙД 2



План


  1. Предпосылки развития сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста

  2. Условия педагогической поддержки развития свободной сюжетно-ролевой игры

  3. Игровая позиция педагога как условие педагогической поддержки свободной сюжетно-ролевой игры

  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для игровой деятельности дошкольников в контексте ГОС ДО


СЛАЙД 3



ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА



СЛАЙД 4



Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру, педагог должен учитывать специфику ее формирования и общие закономерности детей. Известно, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, овладевают предметным видом деятельности.

Только ребенок, умеющий общаться со взрослыми и познающий активно наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения жизненного опыта детей.



СЛАЙД 5


А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет деятельность - работа, служба. Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе. Играя, ребенок учится и, наоборот, в процессе обучения ребенок может играть».

В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всестороннее развитие, - это зависит от нас взрослых.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры:



СЛАЙД 6



1 этап - ознакомительная игра (первый год жизни) Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослыми, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела и т. д. Такая преднамеренность действий с предметами - предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.





СЛАЙД 7


2 этап - отобразительная игра (второй год жизни). Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое предназначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать действия.




СЛАЙД 8


3 этап - сюжетно-отобразительная игра (третий год жизни). Дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы разные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Зайка устал, уложи его спать и т. д.). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

СЛАЙД 9


4 этап - сюжетно-ролевая игра (возникает к концу третьего года жизни). Дети начинают переходить от показа результата действий к показу способов действий.

СЛАЙД 10


Важное значение для развития игровой деятельности имеет развивающая предметно-пространственная среда. Она должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организуются зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т.д. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.

Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.



СЛАЙД 11

Игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребенку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла, «шоферу» - машина, «летчику» - самолет. Игрушка должна быть привлекательной, красочной, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Должна быть реалистичной, передавать типичные черты действительности. По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц. И прежде всего игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, например, одевать и раздевать кукол, двигать поезда и грузовики, перевозить на них груз.




СЛАЙД 12


Сюжетная игра малышей длится недолго: на втором году жизни – от 3 до 10 мин, на третьем – ребенок может, не отвлекаясь, играть до 30-40 мин. От сюжетных игр зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью.

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Одна из основных задач педагога – своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры.




СЛАЙД 13


Обогащение жизненного опыта детей

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:

  • организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;

  • обсуждать с детьми домашние дела взрослых;

  • привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;

  • обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.


СЛАЙД 14


Качество игрового взаимодействия взрослого с ребенком и саморазвитие детской игры в большой степени зависят от характера взаимоотношений партнеров. Отстраненное отношение воспитателя к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

Важно помнить, что игра – не формальное занятие, что она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Воспитатель может заинтересовать его игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.

В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими, обращается к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Взрослый не поучает его, не делает ему замечаний.

Наблюдая за игрой, он проявляет интерес к действиям малыша, поощряет их, радуется тому, как он хорошо играет. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей.

Если необходимо пробудить игровую активность ребенка или разнообразить ее, воспитатель не указывает, что и как надо делать, а отдает предпочтение косвенным методам воздействия (игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращения от имени персонажа, и пр.). Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может быть теперь зайка хочет спать?», «Что же ты не помыла посуду?» и т.п.

Специальная работа воспитателя, направленная на развитие у детей процессуальной игры, предполагает использование разнообразных методических приемов.

Организуя игру с сюжетными игрушками, он должен учитывать возраст ребенка, его желание и умение играть. Чем он младше, тем больше доля участия взрослого в его игре.

Если малыш впервые пришел в ясли и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит взрослому. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает ребенка в воображаемую ситуацию (производит игровые действия с куклой, разговаривает с ней, обращается к нему от имени куклы), побуждает малыша воспроизвести то или иное действие, например, обращаясь к нему от имени куклы: «Я хочу спать, положи меня в кроватку». Если ребенок принимает игровую инициативу взрослого и начинает сам совершать игровые действия, воспитатель поддерживает и поощряет его.

Вовлечению ребенка в воображаемую ситуацию могут способствовать не только специально организованные игры, но и обыгрывание любых предметных действий. Например, если он катает машинку, ему можно предложить покатать на ней зайку, если перекладывает с места на место мишку или ковыряет его глаза, можно посочувствовать медвежонку, у которого «заболели глазки», и показать малышу, как закапать мишке капельки. Таким образом, любое действие с предметами можно преобразовать в условное, в действие «понарошку».

В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия «с отсутствующим предметом»: протянуть кукле пустую щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок с удовольствием повторит это.

Первые игровые действия могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться к взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослый просит их «покормить» его, сразу же переносят это действие на себя, затем на куклу, на другого ребенка, который оказывается рядом и т.д. Можно по очереди смотреться в зеркальце, причесывать друг друга, «сделать укол». Выполнение таких действий забавляет детей, разнообразит игру.

Благоприятное влияние на формирование их интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты. Во время обеда или полдника воспитатель может посадить на стульчик рядом с детьми куклу, которая тоже будет «кушать», поставить перед ней приборы; укладывая малышей спать, – посоветовать им убаюкать любимую игрушку, положить ее рядом с собой.

По мере зарождения у ребенка интереса к процессуальным играм, принятия им воображаемых ситуаций, предлагаемых взрослым, появления первых самостоятельных игровых действий, в задачи воспитателя входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать различные приемы.


СЛАЙД 15


Поддержка игровой инициативы ребенка

Воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, как хорошо ты кормишь дочку!», «Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Таким образом он поддерживает и помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно.


СЛАЙД 16


Часто, усвоив первые игровые действия, дети выполняют их только с теми игрушками, с которыми играл взрослый, например, кормят только одну куклу. Поэтому нужно стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, пупсиками, собачками, мишками и пр., что способствует обобщению игровых действий, их разнообразию. Речевое сопровождение игры значительно расширяет ее возможности, позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с персонажами игры, открывает возможности построения диалогов между партнерами, планирования игры, создания полнокровного, детализированного образа-роли и замещение предмета.

Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на поиск необходимых игрушек. Тем самым обогащается состав игровых действий. С помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной.

Смена сюжетов также благоприятствует увеличению длительности игры, делает ее более интересной. Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он «играет роль», подражая действиям взрослых.

СЛАЙД 17


Выстраивание последовательности игровых действий

Чтобы игра была более содержательной, важно с самого начала помогать малышу «строить» ее как целостную ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности. Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных игровых действий, с помощью словесного обозначения фиксирует переходы от одной группы действий к другой («давай сначала сварим кашку, а потом покормим Лялю»), завершение каждого этапа игры («суп сварился», «куклы погуляли»). Такой способ помогает ребенку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки и т.п. С каждым из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий.

СЛАЙД 18


Подготовка к принятию роли

Собственно ролевое поведение в игре с сюжетными игрушками появляется лишь в конце раннего возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни.

Самым естественным для детей способом «вхождения в роль» являются игры-забавы. Стимулируют ролевое поведение и авторские стихи, написанные для самых маленьких. В ходе таких игр движения ребенка и взрослого изображают действия персонажей, а сопровождающие их стишки выражают их эмоциональное состояние и объясняют смысл игры.

Хорошим приемом стимуляции ролевого поведения является сравнение ребенка с детенышами животных, побуждение к подражанию их движениям и звукам. Ролевое поведение стимулируют также игры, в которых дети могут изображать предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира (снежинки, цветочки, самолет, пароход и т.д.).

Имитация движений и звуков стимулирует создание образов-представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. В такие игры хорошо играть с несколькими детьми.

Стимуляцию ролевого поведения можно также осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла: «Давай, Даша, ты будешь спать как медвежонок, крепко-крепко, сейчас я тебя накрою одеяльцем, будто ты в берлоге», «А ты, Денис, будешь спать как котенок? Мур-мур, мяу, спи мой котик, мой малыш» и т.д.

На третьем году дети начинают принимать на себя роль взрослого, а также распределять роли между персонажами игры. В этом возрасте малыш способен соотнести свои действия с действиями взрослого, называя себя его именем («Катя – мама», «Саша – папа», «кукла – дочка»). Однако создавать условия для принятия ребенком ролевого поведения можно начинать гораздо раньше, поначалу лишь ограничиваясь комментариями к игровым действиям малыша, увязывая их с ролью. Например, воспитатель говорит девочке, играющей с куклой: «Как ты, Леночка, хорошо укачиваешь лялю, как мама. Ты – мама, а кукла – дочка». Другим приемом является принятие взрослым на себя роли, называние роли персонажа по ходу совместной игры с ребенком. Например, воспитатель говорит: «Я – мама, а это – мой сыночек» или «Я – доктор, а это – больной» и обращается к персонажу: «Сыночек, пора купаться» или «Больной, вам нужно сделать укол». Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае воспитатель называет себя мамой, а ребенка дочкой или сыночком. Если малыш уже умеет брать на себя некоторые роли в ходе совместной игры со взрослым, тот может предложить ему поменяться ролями.

В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.

СЛАЙД 19


Таким образом, игра – легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно она – наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В ней создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

















СЛАЙД 20


УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А


СЛАЙД 21

Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Свободная сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, которая несет в себе радость.

На что же нужно обратить внимание современному педагогу?

  • Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности ребенка.

  • Во-вторых, на то, что игровая субкультура дошкольников изменилась, иными стали любимые роли и сюжеты (Новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и тд. Новые игровые сюжеты: «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и тд.).

  • В третьих, на гендерные особенности. Так как у мальчиков и девочек дошкольного возраста наблюдаются различные игровые интересы, избирательность в игровых сюжетах, ролях, игрушках и характере их использования, в организации игрового пространства.


СЛАЙД 22

Для того чтобы сюжетно-ролевая игра перешла у ребенка на более высокий уровень развития, стала свободной, ее необходимо грамотно организовать, создать соответствующие условия:

  • 1 условие. Отвести играм достаточное время, освободить место в режиме дня. В нашем дошкольном учреждении игровой деятельности уделяется большое значение. В режиме дня во всех возрастных группах запланировано время для игровой деятельности в утренние часы, на прогулке и вечером. Наши сотрудники дошкольного учреждения делают все, чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Ведь, часто из-за нерационального использования времени – слишком долгого завтрака, одевания, умывания, несоблюдение длительности занятий – время игры сокращается. Этого нельзя допускать. Так как известно, что чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. А это очень важно для успешного обучения в школе.

  • 2 условие. Создать развивающую предметно пространственную среду. Педагогам необходимо моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, гендерные различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры располагаются в доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.

  • 3 условие. Профессионализм педагога. Самое важное для педагога - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

  • 4 условие. Наблюдение за играми детей, выявления их игровых умений и интересов (диагностика игры). Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, оценивается степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т. д.

  • 5 условие. Игровая позиция педагога, гибко сочетающая прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей, благодаря чему он имеет возможность поэтапно изменять тактику взаимодействия с детьми при её организации и руководстве в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, освоенности ими опыта игровой деятельности. Игровая позиция педагога способствует установлению субъект-субъектных отношений между участниками игры

  • 6 условие. Планирование сюжетно-ролевой игры и накопление багажа знаний детей.


СЛАЙД 23


Для планирования сюжетно-ролевой игры наши педагоги используют в своей работе методическое пособие «Формирование целостной картины мира в ролевых играх у детей дошкольного возраста».


СЛАЙД 24

При планировании сюжетно-ролевых игр педагоги опираются на данные систематических наблюдений за детьми, изучение их игр. В перспективном плане учитывают четыре компонента комплексного руководства игрой:

  • ознакомление детей с окружающим;

  • в зависимости от этого предусматривается обогащение игрового опыта детей;

  • изменение предметно-игровой среды;

  • активизирующее общение воспитателя с детьми в игре.

Составляя перспективный план на месяц воспитатель, руководствуясь Программой, обдумывает, какие задачи могут быть решены с помощью сюжетно - ролевых игр и как это сделать. В плане намечаются наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, указывается, какой материал для игр на эти темы следует подготовить и т.д. Таким образом, план на месяц помогает воспитателю в целом представить себе работу по руководству играми. От воспитателя не требуется внимательное наблюдение за детьми, постоянное обдумывание того, как своевременно применить тот или иной приём руководства, дать игре нужное направление. Для правильного планирования руководства сюжетно - ролевыми играми детей, воспитателю необходимо знать любимые игры детей, их содержание, знать, как объединяются дети в играх (кто с кем и в какие игры играет), насколько дети самостоятельны в игре, какие игрушки предпочитают, как развиваются игры детей от возраста к возрасту (как изменяется и обогащается их содержание, усложняется поведение детей в игре, нарастает их самостоятельность).



СЛАЙД 25


ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СВОБОДНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ



Руководство детьми требует от педагога, знания особенностей каждого ребенка, понимания его поведения, изучения интересов и способностей. Дети все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные и наоборот, спокойные, дисциплинированные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать игру, создавать для нее обстановку, выполнять роли как главные, так и второстепенные, проявлять творчество и самостоятельность, другие наоборот, безынициативные, с низким уровнем игровых навыков и умений.

Игра - по своей природе свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она становится самостоятельной детской деятельностью. Мы - педагоги не можем заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. В сюжетно-ролевой игре, как и во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль.



СЛАЙД 26


Для того чтобы сюжетно-ролевая игра перешла у ребенка на более высокий уровень развития, ее необходимо грамотно организовать.

Самое сложное и важное для педагога – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.

СЛАЙД 27


В своей работе педагог должен придерживаться принципов организации сюжетно-ролевой игры:

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.





СЛАЙД 28


Перед нами часто ставится вопрос: можем ли и должны ли вмешиваться в игру детей? Разумеется, такое право есть у каждого педагога, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление.

Во время организации игры педагог занимает позицию партнера. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Она включает в себя:

  • ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

  • рефлексию, как способность видеть реальную ситуацию со стороны и выделить в ней игровые возможности;

  • инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

  • эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

  • креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.


СЛАЙД 29


Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников. Педагог использует прямые и косвенные способы руководства сюжетно-ролевой игрой.

К приемам косвенного (непрямого) руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста, прежде всего, относится организация воспитателем развивающей предметно-пространственной среды. Вместе с детьми и родителями изготавливаются атрибуты для сюжетно-ролевых игр,



СЛАЙД 30


создаются своими руками маркеры игрового пространства. Для мальчишек можно изготовить СТО, корабль, пожарная машина, автобус. Для девчонок - аптека, кафе, салон красоты, супер-маркет, дом-ширма, ателье. Важным также является обогащение социального опыта детей дошкольного возраста в повседневной жизни.



СЛАЙД 31


Вместе с детьми проводим экскурсии в пожарную часть, в парикмахерскую, кабинет медсестры, в школу, библиотеку и др., наблюдаем, проводим беседы о профессиях, читаем художественную литературу по нужным темам, создаю специальные ситуации, которые обучают ребенка налаживать контакты с окружающими и т. д


СЛАЙД 32,33,34


Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т д. Отношения становятся между ними партнерские и равноправные. Игровой процесс протекает естественно, у детей не возникает ощущение, что их «обучают» в игре. Во время игры детей педагог может занимать позицию наблюдателя-консультанта, когда целенаправленно наблюдает за ходом сюжетно-ролевой игры и оказывает детям необходимую помощь. Также можно стать координатором-режиссером, устанавливая игровые отношения между участниками сюжетно-ролевой игры. Наибольшего мастерства требует игровая позиция соигрока, когда педагог может обозначить себя в непосредственных игровых действиях в рамках игрового содержания, т. е. становится партнером детей по игре. Именно последняя игровая позиция воспитателя, позиция партнера в ходе игрового взаимодействия дошкольников считается важным условием успешной организации игровой деятельности, развитием и обогащением сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.



СЛАЙД 35



Главный девиз работы педагога «играть - развивая, развивать - играя». Иными словами, использовать для развития ребенка любую игровую ситуацию, зачастую спонтанно, без специальной подготовки. А это зависит от чутья и мастерства педагога.