СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "В "Крестики-нолики" играем, правила дорожные вместе повторяем!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра "В "Крестики-нолики" играем, правила дорожные вместе повторяем!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского союза Н.И. Бореева»

г. Моршанска Тамбовской обл.











В «крестики-нолики»

играем,

правила дорожные

вместе повторяем!









Автор:

Козлова Марина Владимировна,

учитель начальных классов







Цель: предупреждение детского дорожно-­транспортного травматизма.

Задачи:

  • закреплять навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, умение логически мыслить и применять знания ПДД в конкретных дорожных ситуациях;

  • воспитывать чувство ответственности у обучающихся за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни;

  • воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе, развитие творческих способностей обучающихся.

Форма проведения: интеллектуальная игра по правилам дорожного движения

Технологии: технология сотрудничества, информационно-коммуникационная технология, технология здоровьесбережения.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: классный кабинет.

Оборудование: игровое поле 1 х 1 м, состоящее из 9 клеток; наборы табличек с изображением  »Х» и «0» для жюри и команд; карточки с заданиями, медали, компьютер, подключенный к интернету, проектор, презентация, модель велосипеда, черный ящик, зеленые и красные звездочки по числу участников игры, мел, дорожные знаки, жетоны для болельщиков.

Условия проведения.

Игра проводится внутри класса. Путем жеребьёвки выбираются две команды по 5 человек, остальные – болельщики. На этапе подготовки командам необходимо изготовить эмблемы и иллюстрации ПДД. Болельщики подготавливают вопросы, задания для команд и сюрприз (песня «Этот мир состоит из пешеходов») для команды, которая во время игры раньше выстроит в ряд три своих знака. Для определения первого хода проводится жеребьёвка: каждый болельщик пишет на листе одно любое число, команда, капитан которой вытянул большее число, получает право первого хода во время игры.

Перед началом игры вывешивается игровое поле с названием конкурсов. В каждом конкурсе принимают участие обе команды. Жюри оценивает игру и объявляет результат в конце каждого конкурса путем поднятия табличек с изображением «Х» или «0». Та команда, которая побеждает в данном конкурсе, ставит на игровом поле свой знак (крестик, нолик). Следующий конкурс всегда выбирает проигравшая команда. Игра длится до заполнения всех клеток. Победит та команда, чей знак чаще повторяется на игровом поле.


Ход игры.


Добрый день, уважаемые участники дорожного движения. Все мы являемся пешеходами, а значит, должны соблюдать правила дорожного движения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Для вас не составляет секрета, что было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

Современным правилам дорожного движения чуть больше 100 лет.

Какую же цель мы поставим себе на этот классный час? Сегодня мы повторим и проверим ваши знания правил дорожного движения в соревновании-игре «Крестики-нолики». Приветствуем команду «крестиков» и их капитана …. и команду «ноликов» и капитана…….!

Уважаемые участники игры, вы видите перед собой игровое табло, состоящее из девяти клеток. Каждая клетка – это определенное задание. Та команда, которая лучше справится с заданием, получит право поставить знак своей команды на поле.

При этом вам необходимо не только стремиться выстроить свой ряд, но и помешать соперникам. Победит та команда, чей знак чаще повторяется на игровом поле. Болельщикам нужно внимательно следить за игрой. Для вас будут тоже проводиться конкурсы. Победителей определит наше многоуважаемое жюри.

Удачи болельщикам и командам! Мы начинаем игру!


1 клетка «Вопрос-ответ»

За минуту каждая команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Ведущий задает вопрос, и все участники команд и болельщики одновременно показывают ответ: «Да» – зеленая звезда, «нет» – красная.

  1. Зеленый сигнал светофора означает движение разрешено. (Да).

  2. Пешеход, заходя в трамвай или автобус, становится пассажиром. (Да).

  3. Место посадки и высадки пассажиров называется остановкой. (Да).

  4. Тротуар предназначен для автомобилистов. (Нет, для движения пешеходов).

  5. Дойдя до середины улицы нужно посмотреть направо. (Да).

  6. За нарушение ПДД инспекторы могут похвалить. (Нет, оштрафовать).

  7. На красный сигнал светофора движение запрещено. (Да).

  8. Пешеходы в темное время суток должны носить фонари. (Нет, световозвращатели).

  9. Пешеходы должны идти по правой стороне тротуара. (Да).

  10. Проезжая часть дороги служит для движения автомобилей. (Да).

  11. Лето - наиболее опасное для пешеходов и водителей из-за скользкой дороги? (Нет, зима).

  12. Только водители должны знать Правила Дорожного Движения? (Нет, все люди).

  13. Движение на желтый сигнал светофора разрешено. (Нет).

  14. Переход может быть и на земле, и под землей, и над зем­лей. (Да.)

  15.  В автомобиль разрешено садиться со стороны тротуара. (Да, это наиболее безопасно).

  16. В некоторые игры можно играть на проезжей части дороги? (Нет, играть рядом с дорогой опасно).

  17. Если нет тротуара, можно ходить по обочине. (Да, при этом навстречу движущемуся транспорту).

  18. Можно переходить дорогу наискосок? (Нет).

2 клетка «Перекресток слов»

За две минуты командам необходимо разгадать филворд (Приложение 1). Необходимо отыскать слова-отгадки. Слова могут располагаться по вертикали или горизонтали. Каждая буква может быть использована несколько раз. Выигрывает команда, отгадавшая и нашедшая большее количество слов или та, которая справилась первой.

  1. Изгиб дороги. (Поворот).

  2. Полосатая разметка перехода. (Зебра).

  3. По ней ходят и ездят. (Дорога).

  4. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат)

  5. Как называется подземная железная дорога? (Метро).

  6. Водитель машины. (Шофёр).

  7. По обочине дороги,

Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем

То, что нам они велят. (Знаки).

  1. Место, где «встречаются» дороги. (Перекрёсток).

  2. Трехглазый регулировщик. (Светофор).

  3. Часть дороги, предназначенная для пешеходов. (Тротуар).

  4. Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе).

  5. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум).

  6. «Глаза» автомобиля. (Фары).

  7. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем).

В это время проводится игра малой подвижности с болельщиками “Светофор”. Ведущий поднимает поочередно круги красного, желтого или зеленого цвета, постепенно убыстряя темп игры. Красный свет – все тихо стоят, желтый свет – ученики хлопают в ладони, зеленый свет – топают ногами.


3 клетка «Черный ящик»

С помощь наводящих вопросов, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет», команды и болельщики угадывают содержимое черного ящика. (Модель велосипеда).

Не секрет, что все дети любят кататься на велосипеде. А знаете - ли вы, что для езды на велосипеде есть свои правила безопасности.

Приглашается по одному велосипедисту от команды. Им по очереди задается вопрос. Тот, кто правильно ответит – делает шаг вперед. Победит участник, сделавший больше шагов.

  1. По тротуару человек ведет велосипед. Является он пешеходом? (Да). 

  2. Что надо обязательно проверять перед поездкой на велосипеде? (Тормоза). 

  3. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один).

  4. Можно ездить по проезжей части на велосипеде с 10 лет? (Нет). 

  5. С какого возраста можно выезжать велосипедисту на дорогу? (С 14 лет).

  6. Где должны кататься дети, не достигшие 14-летнего возраста? (Кататься можно на детской площадке).

  7. Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль? (Нет).

  8. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Нет, только взрослый может перевозить ребенка до 7 лет при использовании специального сиденья).

  9. Почему опасно ездить на велосипеде, который не соответствует вашему росту? (На таком велосипеде труднее маневрировать и останавливаться).

  10. Чем должен быть оборудован велосипед? (Световозвращающие катафоты)

  11. Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде? (Спереди - белый, сзади - красный. Возможны катафоты на колесах). 

  12. Можно ли буксировать велосипед? (Нет, никаких сцепок, тросов и прочих уловок и приспособлений).


4 клетка «Дорожная арифметика».

Каждая команда получает конверт с задачами (Приложение 2). Необходимо дать письменный ответ на поставленный вопрос.

Задача 1.

Два мальчики и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ответ: Три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.

Задача 2.

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги, двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно? 

Ответ: Ноль. Играть на проезжей части дороги нельзя.


5 клетка «Конкурс капитанов»

Капитаны команд выбирают билет с четырьмя вопросами. В течение двух минут готовят ответ. Выигрывает команда, капитан которой наиболее точно и полно ответил на вопросы. Вопросы оставшегося билета задаются болельщикам.

Красный билет

  1. Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?

  2. Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете? (Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать па сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)

  3. Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

  4. Где и как должны ходить пешеходы по улице? (Спокойно, по тротуару)

Желтый билет

  1. В каких местах можно переходить улицу?

  2. Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги? (Опасно для жизни)

  3. Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход? (Знак и зебра)

  4. Каков порядок посадки в автобус и выход из него?

Зеленый билет

  1. Как надо правильно переходить улицу, дорогу если нет оборудованного пешеходного перехода.

  2. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

  3. Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?

  4. Где можно играть?

Во время подготовки капитанов проводится игра с болельщиками «Аукцион».

Болельщики по очереди называют сказочные виды транспорта. Выигрывает тот, кто последним назовет вид транспорта (Ступа, метла, сапоги-скороходы, ковер- самолет, печка, Серый волк, гуси- лебеди, карета, летучий корабль, цапли, короб у медведя, Конек- горбунок, собственный пропеллер, контрабас, пылесос, ядро барона Мюнхгаузена, гусь, пепелац, талари, деревянная бочка (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»), ракета, бумажный кораблик оловянного солдатика, коробчонка, Сивка-Бурка, лисичка использовала волка - как средство передвижения, Избушка на курьих ножках, ласточка у Дюймовочки, фургон Фунтика, Айболит путешествовал на кобыле, волке, ките, орле, велосипед, машинка на лимонаде, поезд, повозка).


6 клетка «Домашнее задание».

Участники демонстрируют рисунки, иллюстрирующие ПДД. Выигрывает команда, представившая больше правил и более эстетично выполнившая работы.


7 клетка «Мульт-вопрос».

Участники просматривают начало (до 13 сек.) мультфильма «Разгильдяйкины» http://deti.gibdd.ru/passenger/junior-schoolboy/multik-razgildyaykiny/ и отвечают на вопрос: «Какие правила должны соблюдаться при перевозке детей в автомобиле?» Далее мультик досматривается до конца.


8 клетка «Пиктограммы на дорогах».

На улице много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, что разрешается, а что нельзя делать. Я буду читать загадки о знаках, задача участников команды найти соответствующий дорожный знак и отнести жюри (Приложение 3). В конце подсчитывается количество правильных знаков у каждой команды. Правильный ответ называют болельщики. (Презентация «Знаки»)

  1. Посмотрите, мальчик Федя
    Едет на велосипеде.
    Отгадайте, отчего же

Недовольство у прохожих? («Движение на велосипеде запрещено»)

  1. Затихают все моторы,

И внимательны шофёры,

Если знаки говорят:

«Близко школа, детский сад!» («Дети»)

  1. На дорожном знаке том
    Человек идет пешком.
    Полосатые дорожки
    Постелили нам под ножки.
    Чтобы мы забот не знали
    И по ним вперед шагали. («Пешеходный переход»)

  2. Заболел живот у Тома,
    Не дойти ему до дома
    В ситуации такой

Нужно знак найти, какой? (Пункт медицинской помощи»)

  1. В синем круге пешеход —
    Не торопится, идет!
    Дорожка безопасна.

Здесь ему не страшно! («Пешеходная дорожка»)

  1. Покажите знак дорожный,

Где кататься Феде можно. («Велосипедная дорожка»)

  1. В дождь и в ясную погоду -
    Здесь не ходят пешеходы.
    Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!» («Движение пешеходов запрещено»).

  1. Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом

«Здесь ремонт идёт дороги –

Берегите свои ноги!» («Дорожные работы».)

  1. Наш автобус ехал-ехал, 

И к площадочке подъехал. 

А на ней народ скучает, 

Молча транспорт ожидает. («Остановка»)

  1. Белый треугольник, красная кайма.

Чудный паровозик с дымом у окна.

Этим паровозиком правит дед-чудак.

Кто из вас подскажет, что это за знак? («Железнодорожный переезд без шлагбаума»)


9 клетка «Говорящий автомобиль»

Демонстрируются презентация «Сигналы автомобиля». Участникам необходимо рассказать о значении сигнала. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов. Если команды не знают правильный ответ, вопрос переходит болельщикам.

  1. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины.)

  2. Что показано в Правилах о переходе дороги, если приближается автомобиль с проблесковым маячком или специальным сигналом? («Воздержитесь от выхода на проезжую часть»).


Подведение итогов. Вручение медалей победителям.


Рефлексия. Поднимите руки вверх те, кому было интересно на нашей игре. Похлопайте в ладони те, кто:
  • запомнил историю ПДД;

  • кто повторил правила дорожного движения;

  • кто узнал что-то новое о правилах дорожного движения;

  • катается на самокате во дворе;

  • переходит дорогу на красный свет;

  • пристегивается в автомобиле;

  • дорогу переходит на зеленый свет;

  • играет на проезжей части;

  • ждет автобус на автобусной остановке;

  • соблюдает правила дорожного движения.









Приложение 1.


Б

Ю

Т

З

Н

А

К

И

М

Ш

Ж

П

Е

Р

Е

К

Р

Ё

С

Т

О

К

К

С

О

Б

Ш

И

Т

В

Р

Ф

Л

Ф

А

Р

Р

Э

Б

У

Е

Д

Ё

О

К

М

Ш

А

Ф

Р

М

Т

О

Р

Р

Р

О

И

У

П

О

В

О

Р

О

Т

И

К

Ш

О

С

С

Е

Ф

О

Э

Е

Ж

А

Ы

М

Ы

Т

Р

О

Г

Ф

М

Я

Т

Р

О

Т

У

А

Р

А

И

Ч

Ж

Т

А

Ш

Л

А

Г

Б

А

У

М

Р

Ф

Ф

О

Б

М

Е

Л

Ш

О

Т













Приложение 2.




Задача 1.

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?





Задача 2.

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги, двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно? 





Приложение 3.