Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Керченская специализированная школа- интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
ИГРА
«Путешествие в мир профессий»
Для учащихся 5-7 классов
Воспитатель: Черник Т.С.
Керчь-2017г.
Цели и задачи:
способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
систематизировать знания учащихся о профессиях;
развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
воспитывать уважение к труду и людям труда.
сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
Оборудование: раздаточный материал на каждую станцию, кроссворды, ребусы, проектор, музыкальные произведения .
Здравствуйте, ребята!
Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы закончите школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.
Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.
Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделись на 2команды.
Команда №1
Команда №2
Итак. Мы начинаем!
Для начала проведем игровую разминку.
Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.
Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.
Время выполнения – 3 минуты.
О | К | Р | П |
Окулист | Контролер | Разведчик | Проводник |
Орнитолог | Киноартист | Рыбак | Плотник |
Ортопед | Крановщик | Редактор | Пилот |
Обходчик железнодорожных путей | Кочегар | Радиоведущий | Пожарный |
Оператор машинного доения | Киномеханик | Рентгенолог | Полицейский |
Оператор связи | Космонавт | Радист | Полярник |
Оператор ЭВМ | Кабельщик | Репортер | Пограничник |
| Кровельщик | | Печник |
| Каменщик | | Пиротехник |
| Кутюрье | | Повар |
| Кондитер | | Пекарь |
| Кондуктор | | Портной |
| | | Парашютист |
Ваше время вышло!
Капитаны команд приглашаются для озвучивания своих ответов.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Сейчас мы с вами выполним упражнение «Основной мотив твоего выбора» (конкурс не оценивается). Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии. У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов, которые движут человеком при выборе профессии.
Итак, задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.
Давайте подведем итог этого упражнения, каждый из вас зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый.
Итак, что же мы учитываем при выборе профессии:
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда».
Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.
Игра №2 Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).
Капитаны команд приглашаются для жеребьевки на сцену.
Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений. | Коммуникабельность | Образованность | Ответственность |
Самообладание | Любовь к детям | Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная | Умение оперировать цифрами, информацией… |
Дисциплина | Гуманность | Хорошая координация движений; | Точность |
Ответственность | Образованность | Твердость руки, устойчивость кистей рук | Собранность |
Концентрированность внимания быстрота реакции. | Терпение | Хороший глазомер | Информированность |
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде | Самосовершенствование | Самосовершенствование | Коммуникабельность |
Капитанов команд просим огласить то, что у вас получилось.
Любая профессия требует того, чтобы человек был всесторонне развитым.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Пантомима».
Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.
Предлагаемый список профессий:
Плотник, шахтер, учитель, доярка, врач, повар.
Необходимо угадать песню.
Игра «Угадай мелодию». (См. папку «Музыкальная»
Стюардесса по имени Жанна.
Три танкиста.
Бухгалтер.
Пилоты.
Зеленоглазое такси.
Мы бродячие артисты.
Идет солдат по городу.
Художник, что рисует дождь.
Опера.
10. Дальнобойщик.
(За каждую угаданную песню – 1 балл)
Игра «Путаница»
Задание: Переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Слово | чрав | сопло | терка | марля | авдотка | Кредитор | старина | трвавинка |
Пояснение | Медецинский работник | Дипломотический представитель | Театральная профессия | «разноцветный рабочий» | Юридическая профессия | руководительпредприятия | Младший медецинский персонал | Продовец старины |
ваш вариант | врач | посол | актер | маляр | адвокат | директор | санитар | антиквар |
Игра «Шифр»
Задание:каждой команде даем карточки с зашифрованными профессиямии ключ для расшифровки названий профессий. Список профессий в зашифрованном виде дается на карточке. На протяжении 5 мин. необходимо расшифровать названия профессий. Например, 20. 14. 6. 8. 6. 14 (тренер)
А-5 | И-77 | С-12 | Ю-24 |
Б-9 | К-17 | Т-20 | Я-26 |
В-3 | Л-2 | У-13 | |
Г- 0 | М-4 | Ф-16 | |
Д-7 | Н-8 | Х-22 | |
Е-6 | О-10 | Ц-18 | |
Ж-1 | П-15 | Ш-19 | |
З-55 | Р-14 | Э-25 | |
Задание:
16, 10,20, 10,0, 14,5, 16,
22.77.14.13.14.0
5.7.3.10.17.5.20
-2.10.0.10.15.6.7
1, 13, 14, 8, 5,2, 77, 12, 20
-24.3.6.2.77.14
9.77.9.2.77.10.20.6.17.5.14.36
ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров"
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…
Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!
(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).
Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться?
Учитель: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.
А вот какими качествами, способностями, знаниями. Состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?
ЗАДАНИЕ № 3: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.
Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
Приложение
№1 Разминка
№2 упражнение «Основной мотив твоего выбора» (конкурс не оценивается).
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
№3 игра «Качества»
водитель | учитель | повар | бухгалтер |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
№4 игра «Пантомима».
Плотник, шахтер,
учитель, доярка,
врач, повар.
ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров"
Лист бумаги
Игра «Путаница»
Задание: Переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Слово | чрав | сопло | терка | марля | авдотка | Кредитор | старина | трвавинка |
Пояснение | Медецинский работник | Дипломотический представитель | Театральная профессия | «разноцветный рабочий» | Юридическая профессия | руководительпредприятия | Младший медецинский персонал | Продовец старины |
ваш вариант | | | | | | | | |
Игра «Шифр»
Задание:каждой команде даем карточки с зашифрованными профессиямии ключ для расшифровки названий профессий. Список профессий в зашифрованном виде дается на карточке. На протяжении 5 мин. необходимо расшифровать названия профессий. Например, 20. 14. 6. 8. 6. 14 (тренер)
А-5 | И-77 | С-12 | Ю-24 |
Б-9 | К-17 | Т-20 | Я-26 |
В-3 | Л-2 | У-13 | |
Г- 0 | М-4 | Ф-16 | |
Д-7 | Н-8 | Х-22 | |
Е-6 | О-10 | Ц-18 | |
Ж-1 | П-15 | Ш-19 | |
З-55 | Р-14 | Э-25 | |
Задание:
16, 10,20, 10,0, 14,5, 16,
22.77.14.13.14.0
5.7.3.10.17.5.20
-2.10.0.10.15.6.7
1, 13, 14, 8, 5,2, 77, 12, 20
-24.3.6.2.77.14
9.77.9.2.77.10.20.6.17.5.14.36
ЗАДАНИЕ № 5: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.