Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Мглинский Центр детского творчества»
Брянской области
" Игра в системе дополнительного образования»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Костюченко Ирина Ильинична
Мглин, 2022 г.
Игровые технологии на занятиях в системе дополнительного образования
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.
“Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра”. А.С. Макаренко
Игра – уникальный вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.
В возрасте 7-10лет игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на занятии следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.
Давно доказано, что участие детей в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Цель игр, проводимых на занятиях , - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям .
Функции игр, как метода изучения предметов .
Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и др.
Вторая функция – “театрализация” учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок и т.д.
Ролевая игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.
Разработан ряд ролевых игр, которые достаточно часто применяются в работе :
На бытовые сюжеты (“Дарим подарки” “Умеем доброжелательно улыбаться”, “Разговор по телефону”);
На проблемы профессиональной ориентации учащихся (“В редакции газеты”, “Конструкторское бюро”, “Мы – экономисты”);
На интеллектуальную деятельность (“В литературном салоне”, “В клубе знатоков”, “Разговор о человеке”);
На разрешение социальных проблем (“Юные экологи”, “Если бы я был президентом”).
Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, вызывает активность, стремление к лидерству.
Дидактическая игра – одно из средств воспитания умственной активности обучающихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями занятия. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от обучающегося напряжения внимания, памяти.
Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается обучающимися.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Организация и проведение игры. Перед тем как начать игру, педагог сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание детьми материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры педагог помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.
При подведении итогов игры педагог отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, интерес.
Игра может проводиться на разных этапах занятий. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце занятия игра может носить поисковый характер.
Основные виды игр, которые используются на занятиях, определены в методической литературе.
В.А.Сухомлинский писал “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
Таким образом, использование игровых развивающих элементов, следующих принципам научения, универсальности, повторяемости и тренинга, способствует прочному усвоению знаний и развитию мышления детей.
Литература.
1. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969
3. Журнал “Начальная школа” № 2, 5, 8 – 2008 г.