СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "Два языка – два родника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Два языка – два родника"»

Степанова Наталия Дмитриевна

МБОУ «СОШ № 30» г. Чебоксары учитель чувашского языка,

[email protected]



Игра-викторина "Два языка – два родника" (для 5 – 6 классов)

Цель: Воспитание чувства любви к своей малой родине, к родному языку и чувства самосознания.

Задачи:

1) Обобщить изученный материал по предметам «Культура родного края», «Чувашский язык».

2)Повысить интерес к изучению истории, культуры и языка родного края и народа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, команды по 5 учеников


Ход мероприятия:

Ик чĕлхе –вăл ик ăс маншăн.

И.Я.Яковлев.

Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня, накануне Международного дня родного языка, мы с вами собрались на эту игру. Мы живем в прекрасной республике – Чувашия, здесь рядом люди разных национальностей, но в основном русские и чуваши. Для всех свой родной язык ближе и родней.

Родной  язык!
Он  с  детства  мне  знаком,
На   нем  впервые  я  сказала  «мама»,
На  нем   клялась  я  в  верности  упрямой,
И  каждый  вздох  понятен  мне  на  нём.

Родной  язык!
Он  дорог мне,  он  мой,
На  нем  ветра  в  предгорьях  наших  свищут,
На  нем   впервые  довелось  услышать
Мне  лепет  птиц  зеленою  весной.

Т. ЗУМАКУЛОВА.

А чувашский край – край ста тысяч слов, край ста тысяч песен, край ста тысяч вышивок. Все начинается с малого: с семьи, со своего рода, с любимого села или города, родного края. Чтобы узнать мир, мы должны изучить и знать историю и культуру своего родного края. И сегодня мы докажем сами себе и всем, что мы знаем свой край хорошо.

Участниками сегодняшней игры являются команды 6 Б и 6 В классов. Назовитесь, пожалуйста…

За правильные ответы вы будете получать звездочки. Чья команда наберет больше звездочек, та и победит.

Первая станция «Чувашский язык – ласточкин язык».

1 задание: написать по 5 слов:

А) Названия птиц –

Б) Названия деревьев-

В) Названия городов-


2 задание: переведите предложения на русский язык.

Пирӗн республика Чӑваш республики ятлӑ. Унӑн тӗп хули -  Шупашкар. Хула Атăл хĕрринче вырнаçнă.

3 задание: переведите предложения на чувашский язык.

Я учусь в тридцатой школе. В школе мы изучаем русский, чувашский и английский языки. Я люблю свой родной язык.

Вторая станция «Народная мудрость»

1 задание. Каждой команде написать по 5 пословиц и поговорок со словом язык

2 задание.  На листочках написаны пословицы. Найти начало и конец пословиц .

1. Ваттипе ватӑ пек пул,                а) тӑватӑ ҫын

2. Ватӑ ҫын-                                     а) нумайрах ӗҫле.

3. Тусу ҫук пулсан-шыра,              б) тымарсӑр йывӑҫ пек.

4. Туссӑр ҫын-                                 в) ҫамрӑкпа ҫамрӑк пек пул.

5. Кӗнеке-                                         г) тупсан - упра

6. Сахалрах калаҫ,                          д) пӗлӳ  ҫӑлкуҫӗ.

Третья станция «Край, в котором я живу».

Ответить на вопросы.

1.Вкаком году основан  город Чебоксары?

А)1569

Б)1469

В)1479

2. В каком году Чебоксары стали называть столицей Чувашии?

А) 1469

Б) 1820

В) 1920

3. Сколько районов в нашем городе?

А) 21

Б) 3

В) 5

4. Назовите известных людей своего края. Кто они такие?

Четвертая станция «Мой русский язык»

1 задание. По данному началу напишите по 2 предложения:

простое с однородными членами и сложное. Расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены как члены предложения в простых предложениях и грамматические основы в сложных предложениях:

1.Солнце взошло и…

2.Ване купили шахматы …

3.Дождь пошел и…

4.В класс вошел учитель и…

5.Собака залаяла но…

Максимальное количество баллов за задание - 20 баллов

2 задание.  Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол:

1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник;

6) столешница; 7) престол.
3 задание. Найдите предложение без пунктуационных ошибок:

А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.

Б.  Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.

В.  «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.

Г.  Что пристал ко мне, ты?


Слово учителя: Молодцы! Вы все очень хорошо знаете Чувашию, показали свои знания по - русскому и по - чувашскому языку. Но лучше всех отвечали…. (Подведение итогов).


Чăваш чĕлхи – тăван чĕлхе, 
Эс чи пахи, эс – чун уççи. 
Тăван чĕлхе – ĕмĕрлĕхе, 
Пин чĕлхерен чи çепĕççи. 


Çак чĕлхепе эп калаçатăп, 
Куллен çыратăп та вулатăп, 
Çак чĕлхепе эп мухтанатăп, 
Куллен-кунах ăсатуптатăп. 


Тăван чĕлхе, тăван сăмах, 
Сана упратăп чĕремрех. 
Мана вăйкÿрен яланах, 
Тăван чĕлхе – ĕмĕрлĕхех



Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.


Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.