СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "Краски-осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка отражает ход мероприятия . Мероприятие было проведено согласно тематическому плану.

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Краски-осени"»

Викторина "Краски осени"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об основных приметах осени, активизировать и закрепить словарь по лексической теме «Осень»;

  • Коррекционно-развивающие: упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных; развивать навыки звукового анализа; умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения; развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение;

  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение работать в команде.

Предварительная работа:

  • экскурсия в осенний лес, наблюдение за сезонными изменениями в природе;

  • беседы об осени;

  • подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;

  • отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень»«Осенние листья»«Овощи»;

  • дидактические игры «Узнай дерево»«Какого дерева листочек»«Угости соседа»;

  • работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;

  • выставка поделок из природного материала (листьев, шишек, желудей, плодов шиповника, рябины, семян клёна, скорлупы орехов).

Ход викторины

 - Здравствуйте, уважаемые гости, участники и члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей логопедической викторине.

- Встречаем наших участников: команда «Миньоны» и команда «Смайлики».

(Участники викторины заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики друг против друга).

Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот? …. (осень)

- Дорогие ребята! На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:

 - Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри), давайте все дружно поприветствуем их.

Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!

1. Нужно внимательно слушать задания.

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.

3. Команда должна быть дружной.

: - Мы приступаем к нашей викторине.

1. Конкурс «Отгадай загадку»

Задание: внимательно выслушать загадку, дать аргументированный ответ.

Команда «Миньоны»

А)

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (осень)

Б)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Команда «Смайлики»

А)

Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Б)

Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

  • Команда «Смайлики» - Назовите еще раз осенние месяцы. Какой месяц осени сейчас? Что будет потом?

  • Команда «Миньоны» - Расставьте сюжетные картины об осени в логической последовательности (расположены на доске).

2. Конкурс «Да – нет».

Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».

Вопросы для первой команды:

  1. Осенью идут дожди? (да)

  2. Осенью растут грибы? (да)

  3. Жаркий ветер прилетает? (нет)

  4. Тучки солнце закрывают? (да)

  5. Туманы осенью плывут? (да)

  6. Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)

  7. Листья с клёнов облетают? (да)

  8. Звери норки закрывают? (да)

Вопросы для второй команды:

  1. Урожай все собирают? (да)

  2. Птичьи стаи улетают? (да)

  3. Часто – часто льют дожди? (да)

  4. Достаём мы сапоги? (да)

  5. Солнце светит очень жарко? (нет)

  6. Можно детям загорать? (нет)

  7. Ну а что же надо делать –
    Шорты-шляпки надевать? (нет)

  8. Или лучше в тёплой куртке
    Погулять по переулку? (да)

Обоим командам:

Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?  ……Да!

3. Конкурс «Кто больше слов назовет?»

Задание: назвать как можно больше слов – признаков /слов – действий к предложенным существительным.

Команда «Смайлики»

- Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, красные, яркие, голые)

Птицы осенью что делают? (улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету, делают запасы)

Команда «Миньоны»

- Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, хмурая)

- Листья осенью что делают? (летят, осыпаются, желтеют, шелестят, опадают. увядают, шуршат, кружатся)

7. Конкурс «Собери в корзинку овощи и фрукты»

Задание: выбрать среди фруктов (карточки) те, которые начинаются на звук А, а среди овощей (карточки) те, что начинаются на звук К и прикрепить на свою доску.

- Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов!

- Давайте и мы соберем урожай фруктов и овощей. Капитаны, подойдите ко мне, выберите себе 1 карточку (на обороте карточки нарисован овощ/фрукт и написана буква).

(каждая команда на свою доску вывешивает картинки/либо выкладывает на стол муляжи с овощами, начинающимися со звука К и фруктами, начинающимися на звук А)

8. Конкурс «Посчитай, не ошибись»

Задание: согласование существительных с числительными.

- Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, зимующие – остаются зимовать здесь. Дикие животные осенью активно готовятся к наступлению холодов.

Итак, задание для команды «Миньоны», белка сделала запасы на зиму, вам необходимо их сосчитать и не ошибиться: насобирала орехов, насушила грибов  (показ карточек: 1 орех – 2 ореха – 6 орехов; 1 подосиновик – 4 подосиновика – 7 подосиновиков; 1 боровик – 3 боровика – 8 боровиков).

- Команда «Смайлики». Бобр, мыши и барсук тоже подготовились к зиме и собрали (карточки: бобр – 1 ветка – 2 ветки – 9 веток; мышь – 1 зернышко – 3 зернышка – 10 зернышек; барсук – 1 желудь – 4 желудя – 9 желудей).

Вопросы для капитанов:

- Команда «Смайлики», перечислите животных, которые впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, енот)

- Команда «Миньоны», перечислите животных, которые меняют шерсть? Не только по цвету. (заяц, белка, лиса, волк)

9. Конкурс «Скажи наоборот, продолжив предложение»

Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.

 поиграем в слова с противоположным значением.

Задание для команды «Миньоны»: (Отвечаем по «цепочке»)

Летом солнце яркое, а осенью….
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучки ходят высоко, а осенью….
Летом небо светлое, а осенью….
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью….
Летом ветер тёплый, а осенью ….
Летом травка зеленеет, а осенью….

Задание для команды «Смайлики»

Сосна высокая, а рябина ….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у берёзы….
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…

10. Конкурс «Расскажи об осени»

Задание: капитаны выбирают для членов команды по 3 карточки из 6, со схемами, для составления предложений об осени. Дети со схемами выходят, их необходимо выстроить в нужном порядке и каждый составляет свои предложения, в итоге получается рассказ.

Дети все вместе исполняют песню «Наступила после лета осень». Пока дети исполняют песню, жюри подводит итоги.

- Я думаю, сегодняшняя викторина подарила нам всем хорошее настроение. Мы закрепили с вами знания об осенних признаках и научились работать в коллективе.

Какой конкурс Вам понравился больше всего?

Мальчики и девочки, если вам понравилось, как прошла наша викторина, посвященная осени, то возьмите желтый листок и приклейте его к солнышку, если нет – то возьмите красный листок и прикрепите его к тучке (рефлексия).

Дорогие ребята, вы все молодцы! Спасибо вам за участие! Подошла пора подсчитать баллы и для этого предоставляем слово жюри.