муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия №34
Конспект внеклассного мероприятия
«Игра-викторина «Традиции русского народа »»
2 класс
Подготовил учитель
высшей
квалификационной
категории
Питинова Н.М.
Орел-2020
Игра-викторина «Традиции русского народа »
Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, истории и культуре русского народа.
Ход мероприятия.
1.Звучит русская народная музыка. Выходят две девочки в русских народных костюмах.
1-ая девочка.
Добрый день, гости дорогие!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем!
2-ая девочка.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. И забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать в гости к караваю!
1-ая девочка (подносит гостям каравай).
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!
Ведущая. Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».
Дети садятся за стол и выполняют все действия, о которых говорит рассказчик.
Ведущая.
Во время приема пищи, трапезы, в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись сидя за столом и продолжали есть не спеша.
На обеденный стол ставилась большая чаша (в семьях бедных – котел) – одна на всю семью. (Отсюда и пошло выражение: «Есть из одного котла.») Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начинать есть. Зачерпнув еду, отправляли ее в рот, ложку облизывали, клали ее на стол, прожевывали.
Ели деревянными ложками. Центральное место занимали на столе солоница и ковши. «Хлебать с солью» считалось признаком состоятельности.
В богатых домах почетные гости «хлебали с солью», а разной мелкоте доставалась несоленая пища. Вот и появилась поговорка «не солоно хлебавши».
2.Ведущая. На ярмарку ходили, чтобы на других посмотреть и себя показать, запасы на зиму сделать и свой товар продать. Любили наши предки на ярмарке и поразвлечься! Большим вниманием пользовались кукольные спектакли.
Игра «Потанцуй-ка!»
Правила игры: все встают в круг. Ведущий дает одному игроку деревянную ложку. Ее надо передавать по кругу. В это время играет музыка. Когда музыка останавливается, тот, у кого осталась ложка, должен выйти на середину круга и под музыку станцевать, движения желательно не повторять.
Ведущая. Вот и побывали мы на ярмарке. По традиции ярмарка заканчивалась гуляньем и песнями, а мы закончим ее частушками!
Дети исполняют частушки.
3. Быт, история и культура русского народа.
-В этом туре, а он же у нас является заключительным, нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились.
Вопросы:
1. Как называется праздник-проводы русской зимы?(Масленица)
2. А какое угощение было обязательным на этом празднике?(Блины)
3. Какие блюда русской кухни вы знаете?(Щи, каша, пироги, блины)
4. Какую обувь носили русские крестьяне?(Лапти)
5. Что такое изба?(Деревянный крестьянский дом)
6. Назовите русский сувенир, известный во всём мире?(Матрёшка)
7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки)
8. Какое национальное дерево России? (Берёза)
9. Какие музыкальные инструменты были любимыми у наших предков? (гусли, гудки, дудки)
10. А какие народные игры и потехи были?( борьба, кулачный бой, хороводы)
4.Подведение итогов.
Могущество народа – в семье. Силён тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно. Счастлив тот человек, который знает свои корни, а значит и гордиться своим народ! Мы познаем культуру другого народа, и становимся ближе друг к другу!
Знай традиции русский народ
Свою историю вечно храни
Любовь к отчизне пусть в сердце живёт,
Для детей своих сбереги.