ИГРА-ВИКТОРИНА «В МИРЕ ПРИРОДЫ»
учителя географии
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Камневой Вероники Ивановны.
Цели:
расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ученик читает стихотворение:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Первая станция «Царство растений»
Ведущий: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Растения - они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне, высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
1 конкурс: Викторина «Узнай растение».
Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
1.На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и лиственные) (Деревья, кустарники и травы).
2.Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
3.Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
4.Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
5.Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
6.На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
7.Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
8.Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
9.Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
10.Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
12.Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
13.Какое лекарственное растение растёт вдоль дороги? ( Подорожник)
14. Из - за какого растения плачут люди? (Лук)
15. Какое из этих растений является медоносным? (черемуха)
16.Какого дерева не существует в природе? (алмазное дерево)
17.Какой ягодный кустарник не сбрасывает на зиму листья? (брусника)
18.Какое дерево дало название последнему перед Пасхой воскресенью? (верба)
19.Какая часть гвоздичного дерева после сушки становится пряностью? (цветки)
20.Какое из этих растений существует? (мать-и-мачеха)
2 конкурс: В ответах викторины встретилось слово ромашка. Кто больше составит слов – существительных из этого слова. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод).
3 конкурс: Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – почему?
1.Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2.Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
3.Осина, липа, дуб, ель. Так как …
4.Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
5.Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
6.Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
7.Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
4 конкурс: «Цветы - украшение леса».
1.Какие растения называются подснежниками? (Растения, которые зацветают первыми, — ветреница, перелеска благородная, медуница)
2.Какой цветок называют водяной красавицей? (Белую кувшинку.)
3.Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)
4.Какой весенний цветок четырежды меняет цвет? (Цветок медуницы. Он распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает, лепестки у него синие?)
5.Для чего цветам запах и цвет? (Цветом и запахом привлекают насекомых, которые их опыляют.)
5 конкурс: Загадки
1.Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза)
2.Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
3.Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь)
4.Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
5.Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
6.Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа)
7.Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина)
Вторая станция «Царство Животных»
Ведущий: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
Ученик читает стихотворение «Про всех на свете»
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
1конкурс: Викторина «В мире животных»
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2.Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3.Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Как называются животные, у которых шесть ног? ( Насекомые)
5.Как называются животные, тело которых покрыто кожей?(Земноводные)
6.Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй или роговыми чешуйками? ( Пресмыкающиеся)
7. Как называются животные, которые детёнышей кормят молоком? (Звери или млекопитающие)
8.Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)
9.На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)
10. Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)
11. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)
12.Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)
13. Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь.)
14. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)
15. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)
16. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)
17.Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
18.Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
19.У кого на дереве кладовая? (У белки).
20.Кем станет головастик, когда вырастет? (Лягушкой).
2конкурс: «Живые загадки»
1.Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
2.Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза)
3.На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха)
4.Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
5.Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага -
Есть копыта и рога! (Лось)
6. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея)
7. Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр)
3 конкурс: «Лесные жалобы»
Отгадайте, чьи это жалобы.
1.Ох, не любят меня люди. Голос им не нравится, глаза у меня круглые, ночью светятся. Считают, что беду приношу, а это неправда. Польза от меня большая — я мышей ловлю, урожай сохраняю. Кто я? (Сова)
2.А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но человеку не враг. Кто я? (Летучая мышь)
4конкурс: «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – Кто это?
Медведь
Коза (корова)
Заяц
Ворона
Лиса
Волк (собака)
5 конкурс: Игра «Назови детенышей»
Корова – теленок, медведь - …, курица - …, тигр - …, слон - …., кошка - …, собака - ЩЕНОК…, лошадь -жеребенок …, волк - волчонок…, лиса - лисёнок…, заяц – зайчонок.
6 конкурс: «Хитрые вопросы»
– У кого больше лап – у лисы или у белки? (одинаково)
– Сколько у двух зайцев ушей? (4), хвостов? (2), лап? (8)
– Кого (чего) больше: зайцев или заячьих ушей? (ушей)
– Кто больше: зайчиха или зайчонок, медвежонок или медведица?
– Сколько хвостов у 5 волков (5)
– Сколько ушей у 4 мышей? (8)
Третья станция: «Царство Грибов»
Ведущий: Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
1конкурс: «Загадки»
1.Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки)
2. В рыжих шляпках на опушке
Выросли сестрички.
Хоть они и не зверюшки,
Их зовут... (Лисички)
3. Вот грибы на белых ножках
Разбрелись по бору.
Шляпки красные, в горошек.
Это - ... (Мухоморы)
4. Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята)
5. Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята)
6. Дерзко выстроились в ряд
На лесной полянке,
Накопили вредный яд
Бледные... (Поганки)
7. Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый)
2й конкурс: «На лесной полянке»
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
3конкурс: «Собери пословицу»
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
Хочешь грибок - лезь под кусток.
Собирай по грибку - наберешь кузовок.
Человек не грибок, за день не вырастет.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Грибы на одной ножке не придут сами в лукошко.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Грибок к грибку – наберёшь и лукошко.
Четвёртая станция: «Экологическая»
Учитель: Ребята, что такое «экология»? По-гречески «экос» — «дом», «логос» — «наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.
Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Ученик читает стихотворение «Прогулка». (С.Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
Учитель проводит беседу с учащимися по вопросам:
-Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс «Правила друзей природы».
– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).
Учитель: Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету. Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим.
Ведущий: Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир природы.
Ролик «Берегите землю»
Подведение итогов, награждение команд.