СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Знатоки фразеологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие можно проводить в классе. на параллели. Игра включает интересные, разноплановые задания. Проводится игра со зрителями.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Знатоки фразеологии"»


Интеллектуальная игра «Знатоки фразеологии» 6 класс

Цели:

Обучающая:

развитие познавательных УУД:

- расширить и углубить представления учащихся о богатстве и выразительности русского языка;

- обобщить знания учащихся по фразеологии.

Развивающая:

развитие коммуникативных УУД:

-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

Развитие регулятивных УУД:

- формировать мотивацию на учебную деятельность.

Воспитывающая: развитие личностных УУД:

- воспитывать интерес к изучению русского языка и культуру сотрудничества.


Оборудование: ТСО, музыка, карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, рисунки учеников, призы, дипломы.

Эпиграф:

Русский язык неисчерпаемо богат, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н. В. Гоголь


Ход игры.

1. Слово учителя:

- Русский язык - один из самых богатых языков мира. (Обращение к эпиграфу). Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Вы в этом убедитесь сегодня. А чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил материал из раздела «Фразеология», мы сыграем в игру «Знатоки фразеологии».

Цель игры: обобщить и расширить знания о фразеологизмах, познакомиться с историей их возникновения.

Правила игры: Соревнуются две команды. Учитель задаёт вопросы, участники команд по очереди отвечают на них. Если команда не может дать ответ на вопрос или даёт неверный ответ, то право ответа передаётся команде соперников. За правильные ответы команды получают жетоны. Также есть задания, которые ребята выполняют на карточках. В конце игры жюри подводит итоги. Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры нельзя перебивать друг друга, нужно быть доброжелательным, тактичным. Также проводятся игры со зрителями.

Ход мероприятия.

1.Представление команд

2. Конкурсная программа.

Конкурс 1 «О ком так говорят?»

Стреляный воробей Семи пядей во лбу

Белая ворона Собаку съел

Гусь лапчатый Звёзд с неба не хватает

Тёртый калач Желторотый птенец


Конкурс 2. Выполняется на карточках.

«Замени одним словом!»

Задание: заменить фразеологизмы одним словом.

Кот наплакал — (мало)

Развесить уши — (слушать)

Как снег на голову — (внезапно)

Ломать голову — (думать)

Сидеть сложа руки — (бездельничать)

Рукой подать — (близко)

Повесить голову — (загрустить)

Обвести вокруг пальца — (обмануть)

Зарубить на носу — (запомнить)


Игра со зрителями «Угадай фразеологизм по рисункам».


Конкурс 3 «Восстанови фразеологизмы!» выполняется на карточках.

Задание: восстановить фразеологизмы.

Делить шкуру неубитого … (медведя)

Писать как … лапой (курица)

Купить … в мешке (кота)

Вставлять … в колёса (палки)

Брать … за рога (быка)

Провалиться сквозь … (землю)

Водить за … (нос)

Держать … за зубами (язык)

Завязать … на память (узелок)


Игра со зрителями «Объясни значение фразеологизма»

Стоять на часах — нести караул.

Сидеть под замком — сидеть взаперти.

Камень на сердце — тяжёлое душевное состояние.

С головой погрузиться — целиком, совершенно отдаться чему-нибудь

Сидеть на шее — кого-либо обременять собой, заботами о себе.

Сесть в калошу — потерпев неудачу, оказаться в смешном, неловком положении.


Конкурс 4 «Четвёртый лишний» выполняется на карточках.

В каждом из столбцов найдите четвёртый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению.

1) Хоть пруд пруди 2) Во все лопатки

Кот наплакал Сломя голову

Тьма-тьмущая Черепашьим шагом

Яблоку негде упасть В мгновенье ока

3) Слово в слово 4) Попасть впросак

Тютелька в тютельку Попасть на седьмое небо

Вилами на воде писано Попасть в переделку

Комар носа не подточит Попасть в переплёт


Конкурс 5 «Художник понял всё буквально».

Задание: к некоторым фразеологическим оборотам, имеющим переносный смысл, художник сделал иллюстрации, поняв эти выражения буквально, т. е. в прямом смысле. Назовите эти фразеологизмы, объясните их значение. По 6 рисунков.


Конкурс 6 «Определи происхождение»

Участники получают карточку, на которой указаны источники происхождения фразеологизмов, и фразеологизмы. Нужно распределить фразеологизмы по колонкам, указав над фразеологизмом № колонки.

Карточка №1

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла


Подготовить почву, закинуть удочку, тянуть канитель, поднимать целину, на ловца и зверь бежит, доводить до белого каления, снять стружку, мутить воду, не стоит овчинка выделки, ни пуха ни пера, бить баклуши, убить бобра, переть на рожон, попасть впросак, точить лясы.


Карточка №2

Военное дело

Медицина

Искусство


Перейти в наступление, позолотить пилюлю, сорвать маску, играть первую скрипку, через час по чайной ложке, понюхать пороху, встретить в штыки, поставить диагноз, переменить декорации, сойти со сцены, дать бой, выкурить трубку мира, в здоровом теле здоровый дух, попасть в двойные клещи, сложить головы.


Игра со зрителем. Объясни происхождение фразеологизмов: бить баклуши, тертый калач.


Конкурс 7. Подбери синонимы и антонимы к фразеологизмам.


Игра со зрителями. Презентация «История фразеологизма». Ученики выступают с сообщениями.


3. Подводим итоги игры.

Слово учителя:

- Спасибо вам за игру! Вы показали хорошие знания, работали дружно и слаженно, порадовали меня и нашего гостя, поэтому все являетесь знатоками фразеологии. Надеюсь, что вы в своей речи будете употреблять фразеологизмы. Объявляем победителей. Награждение.


















Приложение 2

Фразеологическая викторина «Откуда эти строки?»


Назовите литературное произведение, его автора, а также раскройте значение выделенных фразеологизмов.


(1)И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.


(2)У наших ушки на макушке! Чуть солнце осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут.


(3)А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить.


(4)Пустынник был не говорлив, Мишук с природы молчалив. Так из избы не вынесено

сору.


(5) Митраше было всего лет десять с хвостиком.


(6)Не в правилах Гаврика было совать нос в чужие дела


(7)Петя понял, что попал впросак: никакой тайны у Гаврика, разумеется, не было.


(8)Петя закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.


Ключ:

1)А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане.»,

2) М.Ю.Лермонтов «Бородино»,

3) И.А.Крылов «Кот и повар»,

4) И.А.Крылов «Пустынник и медведь»,

5) М.Пришвин «Кладовая солнца»,

6-8) В.П.Катаев «Белеет парус одинокий».



Ответы для жюри

Конкурс 1 «О ком так говорят?»

Стреляный воробей - опытный, бывалый

Семи пядей во лбу – очень умный

Белая ворона - не такой как все

Собаку съел - опытный, специалист

Гусь лапчатый - хитрый, пронырливый

Звёзд с неба не хватает – не отличается большими способностями, умом

Тёртый калач - опытный, бывалый

Желторотый птенец – не имеющий опыта

(1 ответ -1 балл, всего 8)

Конкурс 2«Замени одним словом!» Задание: заменить фразеологизмы одним словом.

Кот наплакал — (мало)

Развесить уши — (слушать)

Как снег на голову — (внезапно)

Ломать голову — (думать)

Сидеть сложа руки — (бездельничать)

Рукой подать — (близко)

Повесить голову — (загрустить)

Обвести вокруг пальца — (обмануть)

Зарубить на носу — (запомнить)

(1 ответ -1 балл, всего 9)

Конкурс 3«Восстанови фразеологизмы!»Задание: восстановить фразеологизмы.

Делить шкуру неубитого … (медведя)

Писать как … лапой (курица)

Купить … в мешке (кота)

Вставлять … в колёса (палки)

Брать … за рога (быка)

Провалиться сквозь … (землю)

Водить за … (нос)

Держать … за зубами (язык)

Завязать … на память (узелок)

(1 ответ -1 балл, всего 9)

Конкурс 4

«Четвёртый лишний»

В каждом из столбцов найдите четвёртый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению.

  1. Хоть пруд пруди

Кот наплакал ( мало)

Тьма-тьмущая

Яблоку негде упасть

2) Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом ( медленно)

В мгновенье ока



3) Слово в слово

Тютелька в тютельку

Вилами на воде писано( сомнительно, неясно)

Комар носа не подточит

4) Попасть впросак

Попасть на седьмое небо( чувствовать себя счастливым)

Попасть в переделку

Попасть в переплёт

(1 балл за правильно выбранный фразеологизм, 2 балла за правильно составленное предложение)


Конкурс 5»Художник понял все буквально» ( 1 балл-1 фразеологизм. всего - )

Конкурс 6 Определи происхождение (1 балл - 1 фразеологизм, всего 15 баллов)


Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла


1Подготовить почву, 2закинуть удочку, 3тянуть канитель, 1поднимать целину, 2на ловца и зверь бежит, 3доводить до белого каления, 3снять стружку, 2мутить воду,3 не стоит овчинка выделки, 3ни пуха ни пера, 3бить баклуши, 2убить бобра, 2переть на рожон, 3попасть впросак, 3точить лясы.


Военное дело

Медицина

Искусство


1Перейти в наступление, 2позолотить пилюлю, 3сорвать маску, 3играть первую скрипку, 2через час по чайной ложке,1 понюхать пороху, 1встретить в штыки, 2поставить диагноз, 3переменить декорации, 3сойтти со сцены, 1дать бой, 1выкурить трубку мира, 2в здоровом теле здоровый дух, 1попасть в двойные клещи, 1сложить головы.

Конкурс 7 За оригинальную пантомиму-3 балла, за отгадку- 1 балл)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.