СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Знатоки родного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра "Знатоки родного языка"»

Игра «Знатоки родного языка».

Внеклассное мероприятие, посвящённое

Международному дню родного языка.

Цели занятия: 

  • развивать интерес к родному слову;

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку;

  • формировать навыки речевого общения, культуры речи;

  • совершенствовать умение работать в команде;

  • продолжить работу по обогащению словаря учащихся.


Ход мероприятия

Ведущий: Ребята! Вы уже знаете, что ежегодно 21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка. Сегодня мы проверим ваши знания.

Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаёшь из букв стихотворенья,

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Ведущий представляют команды, капитанов, жюри. (Оценочный лист жюри - Приложение 1)


1-е задание. Визитная карточка команд (3-5 баллов)

Каждая команда придумывает название на родном языке и девиз. Выбрать капитана команды.

Команда: «Умӄэт» - «Белые медведи»

Девиз: «Мури – умӄэт, нытэгъентиӆымури ымыӆьо инъэтэтык» -

«Мы – белые медведи, стремимся все к победе!»

Команда: «И’гыт» - «Волки»

Девиз: «Ыннэн ергык ӄырымэн маравъаӆявыӆ» - «Один в поле не воин».


2-е задание. Разминка.

Командам предлагается разгадать чукотские загадки о зверях (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Ответы принимаются только на родном языке.

1.Ръэнут – ӆьэӆеӈкы гарынныӆен, кыткыт-ым арынныкыӆьэн? – Кто это – зимой с рогами, а поздней весной без рогов? (Ӄораӈы-Олень)

1. Нывтэӆгыӄэн ы’ттъын – о’равэтӆьэн, ӄорэн э’ӄэӆьын. – Серая собака – человеку, оленю – враг. ны – Волк)

2.Мэӈин ымӆьаӆяӈэт ныйыӆӄэтӄин, вытку гырокы ныгъевӄин? – Кто всю зиму спит, только ранней весной просыпается? (Кэйӈын – Бурый медведь)

2. Ӆьэӆеӈкы ниӆгыӄин, эӆек нычевароӄэн, нытэйӈэтӄин итӄилгэ. – Зимой белый, летом серый, питается древесной корой.

(Мэӆётаӆгын – Заяц)

3.Эӆек нычевароӄэн, ӆьэӆеӈкы – ым ниӆгыӄин, чивмывиӆюӆьын. – Летом он серый, зимой белый, уши у него короткие. (Рэӄокаӆгын – Песец)

3. Ӆьэӆеӈкы ытӆён таӈымыӆьэты ниӆгыӄин, ытръэч наӆгыӈойӈыткын нувӄин. – Зимой он белее всех, только кончик хвоста у него чёрный. (Эмчьачокаӆгын – Горностай)

4.Нивӄинэт, варкын ӄоӆ, эвӆыеӄаӆьын ынкъам эвӆынаӆгыӈойӈыӆьын, наӄам кынныппыӆёӄэн. Мэӈин ытӆён? – Говорят, есть такой с длинным носом, с длинным хвостом, но совсем маленький. Кто он? (Пипиӄыӆгын - Мышка)

4. Ныӆьэӆеӈитӄин, нэӆеӈитӄин ыннэниръэ, пэнин ытръэч ыннэн иӆгыръын нэнаяаӄэн, вэӆер ӄунэче эвнэгтыкэ. Мэӈин ытӆён ынӈин ваӆьын? – И зимой, и летом в одной и той же кухлянке ходит, только одну белую кухлянку носит, хоть бы один раз переоделся. Кто он такой? (Умӄы – Белый медведь)



3-е задание. Словарный запас.

Ведущий: Теперь проверим словарный запас команд. Каждая команда по очереди называет на родном языке слово на букву «Э». Команда, которая назовёт последнее слово, получит 2 балла.


4-е задание. Пульс слов.

Ведущий: Командам раздаются карточки (Приложение 2). Вам предлагается измерить пульс слов. А пульсом слова называют ударение. Ваше задание: расставить в словах ударения и правильно прочитать их:

Ыммэмы, ройыръын, яраӈы, ӄораӈы, рэӄокалгын, атэ, нымным, гатӆе, къэӆи, кэйӈын, мэӆётаӆгын, ӄонагтэ, тытыӆ, ӄэргычьын, ятъёӆ.

За задание можно получить 5 баллов (по 1 баллу за 3 правильных ударения, всего 15 слов).


5-е задание. Алфавит.

Ведущий: Каждой команде нужно расположить фамилии по алфавиту, то есть, составить список для журнала, учитывая не только первую, но и вторую букву. За задание – 3 балла.

Рытгэв,Кымъытвааӆ, Кэвыӆӄут, Ӄоравъе, Тыӈэсӄын, Аӈӄавъе, Вэӄэт, Гивэв, Тэвӆянто,Йыӈэӈӆиӄэй. (Приложение 3)


6-е задание. Конкурс капитанов.

А) Смотри – не сломай язык!

Прочитать скороговорку:

Тынопыткынгыпы тыкытгынтатгъак,ӄымэк тыпэӄэтатгъак. – По буграм я бежал, чуть не упал. (2 балла) (Приложение 4)

Б) Перевести слова на русский язык:

1 команда 2 команда

Каӆеткоран Кынъёран

Аӈӄы Эмнуӈ

Вакъосӄыёӆгын Ӄэргычьын

(каждому по 3 слова и по 3 балла) (Приложение 4)


7-е задание. Каждой команде даётся рисунок с телом человека, необходимо стрелочкой указать каждую часть. (Приложение 5)



Ведущий: 

Знать свой язык всем очень нужно,

Как край свой, Родину свою. Вот и подошла наша игра к концу.

Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю поиграть в игру «Мэӈин?(Кто?) – Ръэнут? (Что?)». Если я называю слово, которое отвечает на вопрос МЭӇИН? - то вы хлопаете, а если я называю слово, которое отвечает на вопрос РЪЭНУТ? – вы топаете. Будьте внимательнее.


Выступление жюри, подведение итогов.


Ведущий:

Остались мы довольны встречей,

Благодарим вас от души.

Для всех полезен был наш вечер,

Команды обе хороши.



Список литературы:

  1. Игра «Знатоки родного языка» (infourok.ru);

  2. Бурыкин А.А., Чукотские загадки: Учебное издание. – СПб.: ООО «Миралл», 2006;

  3. Гемако Л.Г., Морева В.С., Давай поиграем!: Занимат.пособае на чук.яз. для уч-ся нач.шк. – СПб.: «Издательство «Дрофа» санкт-Петербург», 2005.





Приложение 1

Оценочный лист для жюри


1 команда

2 команда

Название, девиз (3-5 баллов)



«Разминка» (за каждую загадку 1 балл)



«Словарный запас» (кто назовёт последнее слово, тому 2 балла)



«Пульс слов» (За задание 5 баллов (по 1 баллу за 3 правильных ударения) всего 15 сл



«Алфавит» (3 балла)



«Конкурс капитанов» скороговорка – 2 балла, перевод на русский язык – 3 балла



«Тело человека» (18 баллов)



Итого





Приложение 2

4-е задание. «Пульс слов»

Задание: расставить в словах ударения и правильно прочитать их: ( 1 и 2 команды)

Ыммэмы, ройыръын, яраӈы, ӄораӈы, рэӄокалгын, атэ, нымным, гатӆе, къэӆи, кэйӈын, мэӆётаӆгын, ӄонагтэ, тытыӆ, ӄэргычьын, ятъёӆ.



Приложение 3

5-е задание. Алфавит.

1 команда


Рытгэв

Кымъытвааӆ

Кэвыӆӄут

Ӄоравъе

Тыӈэсӄын

Аӈӄавъе

Вэӄэт

Гивэв

Тэвӆянто

Йыӈэӈӆиӄэй





2 команда

Рытгэв

Кымъытвааӆ

Кэвыӆӄут

Ӄоравъе

Тыӈэсӄын

Аӈӄавъе

Вэӄэт

Гивэв

Тэвӆянто

Йыӈэӈӆиӄэй





Приложение 4

6-е задание. Конкурс капитанов. (1 и 2 команда)

1) Смотри – не сломай язык!

Прочитать скороговорку:


Тынопыткынгыпы тыкытгынтатгъак,

ӄымэк тыпэӄэтатгъак.

































Приложение 5




Приложение 6

2) Перевести слова на русский язык: 1 команда

Каӆеткоран -

Аӈӄы -

Вакъосӄыёӆгын -


2) Перевести слова на русский язык: 2 команда

Кынъёран -

Эмнуӈ -

Ӄэргычьын -