6
Игра «Звездный час»
(10 – 11 классы)
Цель игры:
расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся в области математики; умение быстро ориентироваться в обстановке.
Задачи игры:
Обучающие: повторить и обобщить основные понятия функции; повторить свойства четырехугольников;
Развивающие: развить навыки самостоятельной деятельности, умения анализировать, навыки познавательной деятельности, способности к анализу и синтезу
Воспитывающие: повысить уровень математической культуры учащихся, создать условия для творческой самореализации личности.
Оборудование:
Песочные часы;
Компьютер;
Слайды с портретами;
Кубики;
Карточки с цифрами для участников.
Литература:
Великие ученые. (Размещено на www.wikipedia.ru).
Глейзер Г.И. История математики в школе, IX-X классы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: «Просвещение», 2001.
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1998.
Оформление:
Плакат «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики»;
Портреты ученых;
Правила проведения игры:
В игре принимают участие две команды: команда игроков и команда поддержки. За каждый правильный ответ, совпавший с ответом игрока из группы поддержки, игроку команды вручается «звезда». У каждого игрока на груди табличка с его именем.
Вступление.
Два ученика открывают игру стихотворением «Слово о математике».
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Мы ведем сегодня речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва.
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Ведущий. Начинаем игру «Звездный час», посвященную математике - царице всех наук. (Играет музыка.) В зал приглашаются игроки и их группа поддержки.
Сегодня на нашей встрече мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, гармония, изящность и точность. Всем математикам, говорят, присуща дерзость ума; математик не любит, когда ему о чем-нибудь рассказывают, он хочет «дойти» до всего сам. Так что дерзайте, играйте и выигрывайте»
I тур. Серия «Великие математики»
Слайд №1 с надписями и портретами.
| | |
1.Михаил Ломоносов | 2.Карл Гаусс | 3.Николай Лобачевский |
| |
4.Архимед | 5.Леонард Эйлер |
Вопросы.
Именем этого ученого назван вулкан на планете Венера. Ему принадлежат слова: «Математика - царица наук, а арифметика - царица математики»?
(Карл Фридрих Гаусс)
Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени, члена Петербургской Академии наук, внесшего огромный вклад в развитие понятия функции, учителя Михаила Васильевича Ломоносова.
(Леонард Эйлер)
Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?
(Ломоносову.)
II. тур.
Ведущий: Слайд №2.
Очень часто в своей практической деятельности приходится решать задачи на так называемое «чтение» графиков, т. е. по заданному графику функции нужно перечислить основные свойства этой функции, определить зависимость, которую выражает данный график.
Какой из этих графиков является графиком квадратичной функции? (5)
Какой из графиков является графиком движения тела, брошенного под углом к горизонту? (6)
Какой из этих графиков является графиком линейной функции? (1)
.
Слайд №3 с надписями чисел. 1) 3,5. 2) 2. 3) 2,4. 4) 3. 5) 1,2
3,5 | 2 | 2,4 | 3 | 1,2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вопросы.
У А.С. Пушкина в «Скупом рыцаре» рассказана старинная легенда восточных народов.
Читал я где-то,
Что царь однажды земли по горсти в кучу
Велел снести своим воинам -
И гордый холм возвысился.
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.
Какой высоты был холм? (2,4.)
Акробат, и собачонка
Весят два пустых бочонка.
Шустрый пес без акробата
Весит два мотка шпагата.
А с одним мотком ягненок
Весит - видите - бочонок.
Сколько весит акробат
В пересчете на ягнят? (2)
Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшки съел
И плюс еще полплюшки.
Шел, шел, уселся отдохнуть
И под ку-ку кукушки
Вновь половину плюшки съел
И плюс еще полплюшки.
Стемнело. Он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол-остатка съел
И плюс еще полплюшки.
С пустой кошелкою – увы! -
Он в дом вошел уныло.
Хочу, чтоб мне сказали вы:
А сколько плюшек было (7 плюшек.)
II тур. Кубики «Составь слово»
Во второй тур выходят четыре участника, имеющих больше звезд, остальные получают утешительные призы.
1. Выявляется победитель среди зрителей, составивший самое длинное слово. Победителю вручается приз.
2. Свои слова называют помощники (имеющий самое длинное слово зарабатывает «звезду» для своего игрока).
3. Свои слова называют игроки.
В третий тур выходят 3 игрока, имеющие длинные слова. Выбывшим вручаются утешительные призы.
III тур. «Исправь логическую цепочку»
I.Слайд №4
| | |
Архимед | Лобачевский | Эйлер |
Вопрос. В какой последовательности они жили?
(Архимед (287-212 гг. до н. э.), (Эйлер(1707-1773 гг.), Лобачевский (1792-1856 гг.))
II. Слайд №5
Вопрос: Все эти люди – математики. Верно ли? (Нет, Крылов И.А. - писатель)
III. Слайд №6 со словами 1) Дискант. 2) Отрезок. 3) Точка.
Дискант | Отрезок | Точка |
1 | 2 | 3 |
Вопрос. Все это - математические термины. Да или нет?
(нет, так как дискант - высокий детский голос)
IV.Слайд №7 с фигурами четырехугольников.
Вопросы:
1) Я утверждаю, что для всех этих четырехугольников выполняются свойства:
а) Диагонали этого четырехугольника пересекаются и точкой пересечения не делятся пополам. (4)
б) Противолежащие стороны и углы этого четырехугольника не равны. (4)
2) Диагонали этого четырехугольника являются биссектрисами его углов. (2,3)
3) Диагонали этого четырехугольника равны. (2,1)
IV.Слайд №8 с изображением фигур.
Вопрос: Какая из фигур лишняя в этом ряду? (2)
В финал выходят 2 игрока, имеющих больше всего звезд. Выбывшим вручаются утешительные призы.
Финал
За 1 мин. как можно больше составить слов из слова, выбранного учителем на свое усмотрение.
В это время проводится игра с болельщиками.
Задание для болельщиков.
Слайд №8.
| | |
Архимед | Лобачевский | Эйлер |
Назовите имя ученого, создателя неевклидовой геометрии? (Это Лобачевский)
В заключение награждается победитель ценным призом и дипломом победителя игры «Звездный час».
Для всех участников игры и гостей показывается сценка «Два брата»
Жили – были два брата: треугольник с квадратом.
Старший – квадратный, добродушный, приятный.
Младший – треугольный, вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя их все четыре!»
Но квадрат ответил: «Брат! Я ведь старше, я – квадрат
И сказал еще нежней: неизвестно, кто нужней»
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато, срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратом, а проснешься без углов»
Но наутро младший брат страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата…Онемел,…стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!
Поэма о нуле
Когда – то многие считали, что нуль не значит ничего.
И, как ни странно, полагали, что нуль совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел он все же место получил
И все действительные числа на два разряда разделил.
Нуль ни в одно из них не входит, он сам составил чисел класс.
О всех его особых свойствах мы поведем сейчас рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь, иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь опять то самое число.
Попав, как множитель, средь чисел, он сводит мигом всех на нет
И потому в произведении один за всех несет ответ.
А относительно деленья, во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире делить на нуль запрещено.
Причина всем ведь очевидна, а состоит причина в том,
Что смысла нет в таком деленье, противоречье в нем самом.
И впрямь: какое из известных число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведенье все числа нуль лишь могут дать.
«а» в нулевом есть единица, так все условились считать.
Но глубоко бы тот ошибся, кто б это вздумал доказать.