Играем – речь развиваем
Инструктор по ФК: Егозарьянц Э.Р.
Развитие речи важно для любого малыша. Дошкольный период – отличная время для того, чтобы при помощи различных игр помочь ребенку освоить этот важный навык. Такое времяпровождение нравится детям, оно по-настоящему увлекательно, приносит множество положительных эмоций, расслабляет нервную систему, способствуя интеллектуальному и физическому развитию. Предлагаю вашему вниманию подвижные игры, которые можно использовать с детьми с общим недоразвитием речи. Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, разовьют грамматический строй, внимание, память, закрепят представление об окружающем мире.
«Ворота»
Цель: активизировать словарь, развивать словесную и слуховую память.
Выбирают двоих игроков – «ворота», которые встают друг напротив друга, берутся за руки, поднимая их вверх, и проговаривают слова:
Строим, строим ворота.
Помощь ваша нам нужна!
Тот, кто слово назовет,
К нам в ворота попадет!
Остальные игроки встают «цепочкой» и проходят под «воротами». На последние слова дети опускают руки (закрывают ворота), а тот, кто оказался внутри, называет слово на заданную тему 9транспорт, посуда и т. д.), если ответил правильно, встает в «ворота». Игра заканчивается, когда все дети окажутся в «воротах».
«Ярмарка»
Цель: активизировать словарь, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Выбирают двух « купцов», остальные дети делятся на две команды и строятся в колонны. «Купцы» с корзинами располагаются напротив команд, на определенном расстоянии. По сигналу педагога дети-«покупатели» бегут к «купцам», разыгрывается диалог:
Покупатель: «Эй, купец, товар продай!»
Купец: «Все, что хочешь выбирай!»
Покупатель: «Выбираю пять (любое число) машин (ковров, чашек, игрушек и т.п.)»
Если «покупатель» правильно соотнес числительное с существительным, то «купец» отдает ему названную игрушку или картинку и тот возвращается в свою команду, далее бежит следующий «покупатель». Выигрывает та команда, у которой окажется больше всего покупок.
«Птицелов»
Цель: развивать фонематический слух, активизировать словарь на тему «Птицы»
Дети стоят по кругу. Водящему завязать глаза платком. По сигналу воспитателя дети должны молча выбрать для себя название любой птицы. В центре – «птицелов» с завязанными глазами. Дети – «птицы», взявшись за руки, ходят вокруг «птицелова» со словами:
В лесу, во лесочке,
На земле, на дубочке
Птицы весело поют.
Воспитатель произносит:
Ай! Птицелов идет.
Он в неволю вас возьмет.
Птицы улетайте!
Дети разбегаются по залу. «Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Водящий начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику выбранной птицы. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.
«Цветы и пчелки»
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки.
На полу разложены синие и зеленые обручи – это «цветы». В некоторых обручах лежат шарики – это зеленая и синяя «пыльца». Педагог называет слов с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бинт, береза, бокс, бочка, бинт. Услышав слово с твердым звуком, дети – «пчелки» подбегают к синему обручу, берут синий шарик и переносят его на свободный синий обруч. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеленому обручу, берут зеленый шарик и кладут его в свободный зеленый обруч.
«Разведчик»
Цель: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.
Водящий с завязанными глазами садится на стульчик. Остальные располагаются по кругу в 10 шагах. Тот из играющих, на кого покажет педагог, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот «разведчик», который сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени.
«Большой мяч»
Цель: активизировать словарь глаголов, развивать общую моторику.
Дети встают в круг, в кругу- водящий с мячом в руках. Водящий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный водящим. Например: снег-идет, падает, тает, хрустит, сверкает.
«Верни мяч»
Цель: закрепить в словаре детей названия домашних, диких животных и их детенышей.
Дети стоят в кругу, водящий бросает мяч ребенку и называет любое животное. Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать детеныша этого животного и вернуть мяч.
Дети стоят в кругу, водящий бросает мяч ребенку и называет слово-признак (высокий, холодный, кислый). Тот. кто поймал мяч, должен быстро назвать противоположный признак (низкий, теплый, сладкий) и вернуть мяч водящему.