СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игроритмика для детей дошкольного возраста (на основе опыта работы в хореографической студии ДДТ.)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игроритмика для детей дошкольного возраста (на основе опыта работы в хореографической студии ДДТ.)»

Введение

Игра является ведущей в деятельности дошкольников, потому игровой метод особенно применим для дошкольников и младших школьников. А преподавание заключается в организации детей для занятий, в руководстве их вниманием, любознательностью, активностью во время учебного процесса, целенаправленной деятельностью.

Игроритмика – специальный раздел программы, которая реализуется в Детской школе искусств на хореографическом отделении для детей шести-семи лет. Он включает в себя движения под стихи (сипелки), игры с ускорением, пальчиковые игры, которые развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Мы используем их как упражнения, дающие отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки.

Цель  - развитие музыкальности и чувства ритма, творческих способностей, координации, умения воплощать музыкально-двигательный образ.

Задачи:

- развить коммуникативные умения, в условиях ситуации психологического комфорта,

-развить пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве,

- развить творческое воображение, внимание и способность к двигательной импровизации,

- формировать тактильные ощущения, самоощущения, развить самосознание,

- воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству.

В данный раздел включены игротанцы, сипелки (сильно инсценированные песни), массовые и парные танцы-игры, музыкально-ритмические упражнения на ускорение, пантомимические движения.

Данная статья предназначена для музыкальных руководителей детского сада, преподавателей ритмики в ДШИ и других педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и упражнения апробированы на практике на уроках «Ритмика и танец» в танцевальной студии ДО.

  1. ИГРА + ТАНЕЦ

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Игра на занятиях хореографией может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные психологические проблемы детского коллектива.

Большое значение на уроке ритмики имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает  образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это  важнейший путь включения детей в  учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский Ю А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей.

Трудно представить сегодня игровую программу для детей, а зачастую и взрослых без игротанца. Игра и танец.

Что главное в игре? Кто скажет, что получение наслаждения, кто-то вспомнит про радость и удовольствие.

Что главное в танце? Во-первых, движение, во-вторых, ритм, в-третьих, музыка. То есть танец — это ритмичные движения под музыку.

И нетрудно соединить два понятия «танец» и «игра»: игротанец — это ритмичные движения под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в своих силах. Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец), ритмические игры, анимационные танцы, танец-игра, зеркальный танец и т.д. Их можно использовать как упражнения, дающие отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки. Каждый игротанец рассчитан на свою аудиторию, во-вторых, направлен на развитие то чувства ритма, то на создание особой атмосферы, то на умение быстро менять роли, то на воспроизведение давно знакомого.

Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу; облегчает процесс запоминания, освоения и выполнения упражнений; повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей детей. Такие упражнения оказывают положительное влияние на организм детей: осуществляется профилактика заболеваний сердечнососудистой системы; улучшается осанка; повышается выносливость и сила; развивается гибкость; приобретаются жизненно-необходимые двигательные умения и навыки. Наши занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.



  1. Сипелка (новое звучание)

Классификации танцев – игр не существует, но давайте попробуем разделить их на несколько видов для того, чтобы понять, где можно их применять и с какой целью.

Сипелка — это сильно инсценированная песня. В чем же здесь сила? Просто изменился подход к демонстрации песни. Массовым это действие быть не перестало, но совсем не обязательны стали слаженность, использование костюмов и т. д. Прием в новой интерпретации предполагал, что любое возможное слово или действие по тексту музыкального произведения можно было показать только с помощью тела и движений рук, ног, головы. Далее представлен практический материал.

Новая зарядка.


Танец по показу.

 Цель и задачи: научить детей ритмично исполнять притопы и хлопки.

Мы смешные повторялки

Сочиним сейчас.

Для игры и для смекалки

Будет в самый раз.

Вместе с нами начинайте,

Дружно хором повторяйте.

Приготовились? Смелей! Эй-эй-эй!

Припев. Эй-эй-эй — хлопаем дружней! (Хлопаем над головой.)

Ай-ай-ай — весело шагай! (Шагаем на месте.)

Ой-ой-ой — кружим головой. (Делаем круг головой.)

Ух-ух-ух — нарисуем круг. (Рисуем круг бедрами.)

Эх-эх-эх — это руки вверх! (Машем из стороны в сторону поднятыми руками.)

Кис-кис-кис — это руки вниз! (Хлопаем ладонями по коленям.)

Цок-цок-цок — с пятки на носок! (Поочередно ставим ноги на носок.)

Чиз, чиз, чиз — просто улыбнись!

Мы смешные повторялки

Снова повторим.

Вместо утренней зарядки

Песню сочиним.

Вместе с нами начинайте,

Дружно хором повторяйте.

Приготовились? Смелей! Эй-эй-эй!

Припев.


Два кота.

Цель и задачи: работать над развитием у детей навыков общения в паре, учить детей передавать шутливый образ задиристых котов.

Муз. размер 2/4

И.П.: стоим парами по кругу, боком др. к др. пр. плечом.

Жили-были, жили-были, жили-были два кота:

Шаг на каждую четверть (внешний круг – по часовой стрелке, внутренний круг – против часовой стрелке)

На конец фразы прыжок ч/з правое плечо – поменять направление.

Восемь лапок, восемь лапок, восемь лапок, два хвоста.

Шагаем в другую сторону. На конец фразы прыжок лицом друг к другу.

Подрались между собой рыжие коты ш-ш-ш-ш,

Показываем драку в паре. На «ш-ш-ш-ш» - выгнуть спину.

Поднялись у них трубой рыжие хвосты, мяу!

Меняемся местами в паре по кругу основным шагом. На «мяу» - прыжок и встать в И.П.

Жили-были, жили-были, жили-были два кота:

Повторяем движения сначала.

Восемь лапок, восемь лапок, восемь лапок, два хвоста.

А еще четыре глаза, и еще четыре уха,

А еще у нас усы

Показываем о чем говорим.

Дайте, дайте колбасы!

Поворот вокруг себя.

Основной шаг – шаг на каждую четверть

Описанные выше упражнения я использую по-разному: в форме ритмической разминки в начале урока, для развития эмоциональности и выразительности исполнения, для развития чувства ритма и музыкальности и др. Какие цели бы вы не ставили, учащиеся, достигнут их непринужденно и с удовольствием!

  1. ТАНЦУЮТ ВСЕ!

Что такое массовый танец? Заглянув в словарь, понимаем, что это популярный танец, предназначенный для широких слоев населения. Популярными, т. е. массовыми танцами в разные времена были кадриль, вальс, рок-н-ролл и т. д. А то, что предполагается для массового исполнения, обязательно должно быть простым и понятным. Перечисленные выше танцы были легки в исполнении теми, кто жил во времена их славы и расцвета.

Но шли годы, и ритмы становились быстрее. Очень трудно в суматохе будней прочувствовать красоту и плавность вальса, величественность и грациозность менуэта. А где найти партнера для таких танцев? Но желание танцевать оказалось сильнее. И тогда стали появляться танцы, популярные уже много лет: «Летка-Енька» (Финляндия), «Макарена» (Испания), «Танец маленьких утят» (Швейцария), «Сиртаки» (Греция), «Ламбада» (Бразилия), «Арам-зам-зам» (Марокко). Задумаемся, а что же их объединяет? Во-первых, отсутствие постоянного партнера, с которым необходимо взаимодействовать в танце. Каждый может ошибиться, т. е. перепутать движения, сбить ритм и т. д., но танец при этом существенно не изменится. Второе. Эти танцы небогаты на рисунки: круг, линия — вот, пожалуй, и все. И даже если хочется пойти вприсядку, то придется подождать подходящего момента. И третье, самое главное: в этих танцах нет импровизации.

Но какой бы массовый танец ни оказался в центре нашего внимания: хоровод или ламбада, — цели их схожи и очень важны. Эти танцы объединяют людей!

На уроках ритмики данные игротанцы используются для сплочения коллектива, в конце урока для снятия усталости, зажатости, а так же для развития чувства ритма и координации. Далее представлен практический материал.

Чики-топ

(Слова Дмитрия Попова)

Ритмичный танец по показу. 

Цель и задачи: научить детей ритмично исполнять притопы и хлопки.

Открывает наш танцпол

Не хип-хоп, не рок-н-ролл.

Начинается нон-стоп

Хит сезона — «Чики-топ».

Чики-чики-чики — топ. (Делаем хлопки по дуге слева, вверху, справа, затем топаем левой ногой.)

Чики-чики-чики — топ. (Делаем хлопки по дуге справа, вверху, слева, затем топаем правой ногой.)

Чики-чики-чики — топ. (Повторяем первое движение.)

Три хлопка, один притоп.

Чики-чики-чики — топ. (Все движения повторяются.)

Чики-чики-чики — топ.

Чики-чики-чики — топ.

Три хлопка, один притоп.

А теперь вниманье, опа!

Два прихлопа, три притопа!

Хлоп-хлоп, топ-топ-топ. (Делаем хлопки вверху, внизу. Ногами топаем произвольно.)

Хлоп-хлоп, топ-топ-топ. (Делаем хлопки внизу, вверху. Ногами топаем произвольно.)

Хлоп-хлоп, топ-топ-топ. (Повторяем первое движение.)

Все танцуют «Чики-топ»!

Хлоп-хлоп, топ-топ-топ. (Все движения повторяются.)

Хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Хит сезона — «Чики-топ»!

Хлоп-хлоп! (Хлопаем.)

Тук-тук! (Стучим кулаком о кулак.)

Шлеп-шлеп! (Бьем ладонями по коленям.)

Прыг-прыг! (Прыгаем на месте.)

Хлоп-хлоп! (Все движения повторяются.)

Тук-тук!

Шлеп-шлеп!

Прыг-прыг!

Улыбнулись, потянулись, покружились и опять

Продолжаем танцевать!





ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Безусловно, танцевальное искусство очень многогранно в плане воспитания личности, и не только. Использование на уроках танцев-игр развивает умение понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивая мышечную силу организма, пластику, грацию и выразительность. А еще дает представление об актерском мастерстве.

Для обучения танцам детей дошкольного возраста игровой метод просто необходим. Игра - средство достижения цели, которую поставил преподаватель, способ обучения учащихся умению трудиться. И тогда нудная рутинная работа для дошкольников будет интересной. Сюжетный танец помогает развить выразительность и эмоциональность.

Данные танцы-игры нравятся детям и становятся основой творческой работы хореографа. Можно адаптировать игротанцы под свою аудиторию и экспериментировать.

Список литературы.

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: 2000.

  1. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. - Учебно-методическое пособие. - Кемерово, 1998.- 64 с: ноты.

  2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

  3. Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960.

  4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1, М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979.

  5. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. М.-Л.: Искусство, 1947.

  6. Коренева Т. Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 частях. - Учебно-методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. -112 с: ноты.

  7. Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахто С. М., 1984.

  8. Программы и методички по хореографии| horeograf.COM. http://www.horeograf.com/biblioteka/programmy-i-metodichki

  9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.

  10. Сборник программ педагогов образовательных учреждений Кемеровской области - участников областных программ Центра./ Отв. ред. Васинская Е. Б. -Кемерово, 1999. - 54 с.

  11. Уфимцева А. Танец для маленьких. Методика и постановки. [Электронный ресурс] - Новосибирск, 2009 - 6 эл. опт. дисков (CD-ROM).

  12. Уфимцева А. Эстрадный танец для детей от 3 до 7 лет. [Электронный ресурс] - Новосибирск, 2011 - 6 эл. опт. дисков (CD-ROM).

  13. Богомазова Л. Н. Логоритмика и танцевальные этюды для детей 3-6 лет. [Электронный ресурс] - Новосибирск, 2010 - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  1.  Картушина М.Ю. "Конспекты логоритмических занятий с детьми 5— 6 лет"

  1. Журнал «Игротанец» Приложение к журналу «Чем развлечь гостей». № 1(01)2013, 2(02)2013, 1(03)2014, 2(04)2014

  2. Детский развивающий центр «Академия детства» http://a-detstva.ru/igroritmika.php