СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая деятельность детей 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.  Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей.

Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность детей 4-5 лет»

Игровая деятельность детей 4-5 лет


Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

 Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами, один ребёнок подвозит свой экскаватор к грузовичку другого и вываливает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку» (подразумевает куклу).

Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.

       В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.

     Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

 Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.

В дети любят играть в кафе «Вкусняшка», сюжет строится следующим образом: одни дети исполняют роль работников кафе - повар и официант, другие - посетители. После приготовления различных блюд, дети приглашают в кафе посетителей - открывают его, посетители выбирают себе «вкусняшки», «едят» , расплачиваются воображаемыми деньгами, благодарят перед уходом. Увлекательна для них игра «В больницу», причём действие игры начинает развиваться не только в кабинете врача, но и на «улице» ( скорая помощь), и «дома».

 Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

    Надо стараться поддерживать баланс между различными видами игр, подвижными и спокойными, дидактическими и сюжетно-ролевыми.

        Создавать условия для реализации творческого потенциала детей в игре: поощрять самостоятельное придумывание сюжета, импровизацию, свободный выбор ролей и их обмен, использование атрибутов.

А также - способствовать развертыванию детьми сложных и длительных игровых сюжетов. Например, если дети выражают желание продолжать начатую игру назавтра или после сна, то помогаю сохранить и развить ситуацию, в случае необходимости предлагаю новые повороты в сюжете.

Поощрять детей придумывать новые более сложные и длительные по сравнению с младшими возрастами игровые сюжеты: коллективно планировать и согласовывать последовательность игровых событий, распределение и реализацию ролей.

Очень важно, чтобы дети не только придумывали, но и соблюдали правила игры.  

    Важно побуждать детей менять игровое поведение в ходе реализации сюжета в соответствии с разными ролями партнеров: менять игровую роль и обозначать ее для партнеров без жесткой опоры на ролевые атрибуты; стимулируют развертывание ролевых диалогов. Например, в игре «Гости» ребенку можно предложить принимать на себя роли различных персонажей, в игре «Весёлое такси» детям поочередно предлагается быть водителем, диспетчером и пассажирами.

  В ходе процессуальной игры ребенка, взрослый с помощью косвенных приемов (вопросов, предложений, подсказок, проблемных ситуаций, использование ролевых атрибутов), побуждает ребенка взять на себя какую-либо роль и наделить ею партнера. Например, девочка кормит или одевает куклу. Взрослый может спросить: «Ты мама? Как зовут твою дочку?» Или от имени куклы обратиться к маме: «Мама, я хочу попить молочка».

Взрослый помогает расширить диапазон игровых действий в рамках выбранного ребенком сюжета и выстраивать их в логической последовательности. Например, сначала приготовить еду, затем накормить куклу, потом отправиться с ней на прогулку и т.п.

  Стимулируют детей к расширению репертуара игровых сюжетов, гармонично включаясь в игру или предлагая для разыгрывания сюжет прочитанной сказки, недавно виденного интересного события и т.п.

  Организуют дидактические игры, способствующие всестороннему развитию детей:

развитию общения детей друг с другом («подарки», «лови, лови», «спектакль игрушек» и др.); развитию произвольного поведения («лохматый пес», «кто раньше дойдет до флажка» и др.); интеллектуальному развитию: восприятию, внимания, памяти, мышления, воображения (групповые игры «отгадай, что в мешочке», «пирамидки», «раз, два, три — говори»), индивидуальные (лото, мозаика, разрезные картинки и др.).

Организуют игры - забавы, основанные на народных фольклорных сюжетах: потешка «Воевода», «Золотые ворота» и другие.

    Взрослые уважают право ребенка на выбор любой (индивидуальной или коллективной, дидактической или по собственному сюжету) игры, применяют обучающие приемы в косвенной форме, не разрушая текущую игру.

  Создают атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентируют ее, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов и действий; внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере необходимости, как равноправный партнер; играя с детьми, взрослые творчески включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями, используя выразительные движения, мимику, интонированную речь.

       В организации игровой деятельности воспитатели реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей детей: предлагают игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, на освоение нравственных норм и правил поведения, на повышение активности застенчивых детей с недостатками в развитии, на совершенствование самоконтроля у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.