игровая партерная гимнастика в физическом развитии детей дошкольного возраста
Г.А. Баранова
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
М.С. Джаспаева
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
д/с комбинированного вида № 19, г.Узловая, Тульская область
Аннотация. Рассмотрен вопрос использования игровой партерной гимнастики для физического развития детей дошкольного возраста. Приведен комплекс специальных физических упражнений, направленных на укрепление мышц тела ребенка, улучшение общего состояния костно-мышечной системы.
Ключевые слова: физическое развитие, дети дошкольного возраста, игровая партерная гимнастика, комплекс специальных физических упражнений.
Партерная гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, направленных на улучшение общего состояния костно-мышечной системы, растяжку и укрепление мышц тела человека.
В переводе с французского «партер» означает «пол», то есть упражнения выполняются на полу. Комплекс выполняется в положении сидя, лежа или на боку, в результате чего любые нагрузки на суставы становятся минимальными. В ходе занятий происходит укрепление связок и мышц, активно вентилируются легкие, улучшается кровообращение. Помимо оздоровительных функций, партерные занятия формируют правильную осанку, что очень актуально в наше время повышенной гиподинамии.
В процессе проведения занятий с использование упражнений игровой партерной гимнастики реализуетс яследующий комплекс задач: развитие у детей мышечной силы, ловкости, гибкости, выносливости; формирование правильной осанки; развитие координации движений; улучшение работы дхательной и кровеностной систем организма; воспитание интереса детей к здоровому образу жизни.
В ходе образовательной деятельности могут быть использованы комплексы упражнений партерной гимнастики для всех возрастных групп, которые органично включаются в физкультурные занятия.
Обучение осуществляется в игровой форме, по принципу «от простого к сложному». Упражнения могут называться условными словами, которые при исполнении похожи на предмет или образ, например, лягушка, кошечка, колечко, мостик.
Следует помнить, что при составлении комплексов упражнений необходимо учитывать возрастные и физиологические особенности детей, их двигательные и координационные способности. Начиная с младшего возраста, в каждом возрастном периоде упражнения усложняются.
Используя на занятиях упражнения партерной гимнастики, необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- тщательный подбор исходных положений для упражнений;
- обязательный разогрев мышц перед упражнениями;
- растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть не резким, медленным;
- контроль за утомляемостью детей;
- исключение физических упражнений в период острых заболеваний;
-использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
- контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
- выполнение упражнений с предельной амплитудой движений;
- соблюдение правила «ровной спины».
Партерная гимнастика проводится под музыкальное сопровождение. Использование музыкальных произведений, вызывает высокий эмоциональный настрой, творческую активность, поэтому упражнения прочно запоминаются с необычайной легкостью.
Партерная гимнастика эффективно используется в работе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У воспитанников с проблемами здоровья есть сложности с опорно - двигательной системой, мелкой и крупной моторикой, поэтому выполнять все упражнения нужно внимательно, под руководством специалиста. После консультации с медицинскими работниками, которые «ведут» этих детей, с большой аккуратностью применяются такие упражнения, как: бабочка, книжечка, гармошка, солнышко, лодочка и др.
Список литературы:
1. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учеб. пособие для вузов / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. – М.: Юрайт, 2020. – 350 с.
2. Морозова, Л.Д. Теория и методика физического развития дошкольников: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Морозова. – М.: Юрайт, 2020. – 167 с.
3. Семенова, Т.А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях: учебник / Т.А. Семенова. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 448 с.