МБУДО «Центр детского творчества «Приокский»
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
«Забота о глазах»
педагог дополнительного образования Шаглина Екатерина Александровна
Цель
Воспитание потребности правильного отношения к глазам и зрению.
Оборудование:
Плакат – картина глаз человека, альбомные листы и фломастеры, карандаши, плакат с текстом «Правила бережного отношения к зрению».
Ход игровой программы
Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везенья!» -
Чтоб пожелать вам в классе
Прекраснейшего настроения.
Беседа: «Глаз – главный помощник человека»
- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – пяти органов чувств).
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (Глаза, уши, язык, пальцы, кожа и т.д.).
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Поэтому хочу вам дать совет, пусть девизом вашей жизни станут слова:
Я здоровье сберегу.
Сам себе я помогу.
- А о чём сегодня мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку!
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.
(Глаза)
Вывешиваю плакат «Забота о глазах».
Более всего информации об окружающей среде человек получает через зрение.
-Кто знает, какое из животных самое зоркое?
- Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте, под облаками, и высматривает добычу. (Показываю картинку орла)
-Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. (Показываю рисунок совы).
- Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова.
Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему? (Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.
- Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, любимые, огромные, весёлые, искрящиеся и т.д.)
Глаза состоят из очень нежных тканей, и они очень хорошо защищены.
- Как защищены глаза? (Веки, ресницы.)
- Что ещё оберегает глаза? Загадка поможет вам дать ответ:
Под мостом – мостищем,
под соболем – соболищем
два соболька разыгрались (Брови и глаза)
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Главное их назначение – это оберегать глаза от пыли, ветра, пота.
Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- А зачем человеку слёзы? (Защищают глаза от пыли).
Оздоровительная минутка
Гимнастика для глаз
Все упражнения выполняются стоя.
- Если глаза устали, выполните следующее упражнения:
1. Поморгайте глазами.
2. Зажмурьте глаза крепко, а потом откройте их. Делаем это упражнение 5 раз.
3. Делайте круговые движения глазами налево, вверх, направо, вниз, направо-вверх, налево-вниз. Повторяем 10 раз.
4. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторить 5 раз.
5. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту. Закрыть глаза, откинуться на спинку стула и посидеть 1 минутку.
Педагог: - С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Предлагаю попробовать определить на ощупь названия предметов с закрытыми глазами.
Игра на развитие сенсорных ощущений «На ощупь»
В мешок из ткани складывается несколько небольших предметов: карандаш, ложка, ножницы, авторучка, катушка ниток, конфета в обвертке, пробка от бутылки, теннисный шарик, ластик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
Педагог: - Легко ли вам было? Что вы ощущали?
Игра «Полезно – вредно»
Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой дети сами должны сделать выводы, а учитель подскажет правильные ответы!
- Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, а что вредно:
1.Читать лёжа.
2. Смотреть на яркий свет.
3. Смотреть телевизор с близкого расстояния.
4. Оберегать глаза от ударов.
5. Промывать глаза по утрам.
6. Тереть глаза грязными руками.
7. Читать при хорошем освещении.
- После ответов учащихся учитель вместе с детьми формулирует: «Правила бережного отношения к зрению».
Затем учитель делает обобщение по ответам детей и знакомит их с плакатом.
Педагог: - Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз? (дети перечисляют).
Игра с элементами соревнования «Из предложенного набора «продуктов» выбрать полезные для глаз» (Педагог показывает картинки, нужно выбрать правильные)
Кто соберет большее количество картинок и не ошибется, считается победителем.
Набор картинок "Продукты» - морковь, картошка, черника, чипсы, лук, петрушка, молоко, помидор, красный перец, хлеб, шиповник и т.д. Дети выбирают полезные для глаз.
(чеснок, морковь, киви, абрикос, черника, красная рыба, броколли)
Педагог: - Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.
Игра "Хорошо-плохо"
Педагог называет действия, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет. На правильное действие – дети хлопают в ладоши, а если не правильно, закрывают лицо руками.
Педагог: - Я вам буду называть различные ситуации, и если вы считаете, что действие правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты:
Я смотрю телевизор на расстоянии от экрана.
Я тру глаза грязными руками.
Я часто смотрю на яркий свет.
Я читаю при хорошем освещении.
Я вытираю лицо чистым платком.
Я читаю в транспорте.
Я оберегаю глаза от ударов.
Я смотрю телевизор, сидя близко к экрану.
Я промываю по утрам глаза.
Я читаю, лежа в постели.
Я сижу за компьютером целый день.
Игра «Где стереть?»
На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Педагог: - Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего.
Педагог:
- Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Игра «Жмурки»
Ребенок с завязанными глазами должен поймать кого-либо из ребят. Игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего.
«Береги свои глаза»
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся , как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Педагог подводит итог: - Сегодня мы с вами ни один раз убедились, глаза наши - незаменимые помощники. Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь и заботиться о них. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому, берегите и охраняйте глаза.