Доклад на тему:
«Игровая технология для развития мелкой моторики
младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Пальчиковые дорожки»
Выполнила:
Учитель - логопед Пелёвина Т.С.
г. Чкаловск
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры, игровые упражнения.
Нам бы хотелось остановиться на игровых упражнениях направленных на развитие мелкой моторики с использованием пальчиковых дорожек, т.к. развивая мелкую моторику, мы развиваем речевую активность, умственные способности, психические процессы.
Еще в середине XX в. было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Игровые упражнения с использованием пальчиковых дорожек разработаны таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы лишь для детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.
Задачи игровой технологии, с использованием пальчиковых дорожек:
— формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам;
комбинировать движения пальцев;
развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному маршруту;
развитие психических процессов.
При проведении пальчиковых упражнений с детьми необходимо использовать современные образовательные технологии:
личностно-ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;
здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;
развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;
коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое развитие.
Правила работы с игровой технологией:
пальцы обеих рук следует нагружать равномерно;
после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);
поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться во всех видах непосредственно образовательной деятельности.
При разучивании игровых упражнений для пальцев соблюдается такая последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание. Нужно обязательно рассказать ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует пальцы размять, сгибая и разгибая их. Для этой цели подойдет простая игра «Тучка и солнышко». Затем показать ребенку основные фигуры и приступать к выполнению упражнения.
Чтобы игра была интересной, пальчиковую гимнастику можно сопровождать чтением стихотворений.
Внимание и память у детей с умственной отсталостью развиты недостаточно, ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при выполнении движений. Поэтому при заучивании любого упражнения требуются время и терпение.
Мы разработали игровую технологию для пальцев на плоскости по определенным ориентирам — «пальчиковым дорожкам», включающую несколько видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составленную с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным.
Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками.
Схемы имеют различные ориентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, капельки и т.д.) и объемные с массажным эффектом (подушечки, бусинки, буквы и цифры на жестких формах) фигуры.
Работая с пальчиковыми дорожками, мы отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.
Рассмотрим игровые упражнения с использованием «пальчиковых дорожек»
Пальчики-солдатики
Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два».
По дорожке мы идём,
Никогда не устаем.
Раз-два, раз-два,
Нам шагать уже пора.
Пальчики нужно менять, пробуя различные варианты.
Догонялки
Используют дорожки с плоскостными фигурами, например наклеенными цветными прямоугольниками.
Это упражнение выполняют под счёт: «Раз-два-три» или под слова:
Убегу, убегу,
Убегу, убегу,
Догоню, догоню,
Догоню, догоню.
Дети «шагают» тремя пальчиками по дорожкам. Пальчики можно менять пробуя разные варианты.
Рубим дрова
Используя дорожки с плоскостными фигурками, наклеенными бумажными квадратиками.
Дети «шагают» указательным и безымянным пальцами, а средний - ставят на дорожку ребром.
Чтобы печку истопить,
Надо дров нам нарубить,
Рубим, рубим мы дровишки
Пусть тепло будет детишкам.
Это упражнение можно выполнять другими тремя пальчикам.
Помощник
Используются объемные дорожки, например бусинки.
Дети «шагают» пальцами по бусинкам под счет: «Раз-два, раз-два» или под стихи, когда движения будут уверенными.
Я по камешкам иду,
К мамочке шагаю.
Никогда не упаду,
Точно попадаю.
Тренажёр для пальчиков
На листе бумаги произвольно приклеиваются 5 разноцветных кружков ( например: основные цвета или оттенки). Учитель называет цвета кругов в любой последовательности, а дети расставляют пальчики. Например: правая рука - красный круг – большой палец, жёлтый – мизинец, синий – указательный; левая рука – черный – средний палец, жёлтый – большой, зелёный мизинец и т.д.
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия — смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули,
смена рук
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
смена рук
Пальцы — словно балеринки,
Но одетые в ботинки,
смена рук
Каждый пальчик — будто ножка,
Только шаркает немножко.
Цапля
Ребёнок «ходит» по дорожке указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу —
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам!
При реализации игровой технологии «Пальчиковые дорожки» наблюдается следующая положительная динамика:
- улучшается произношение звуков, более активно и прочно усваивается лексика;
- дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов;
- развиваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия;
- осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.