ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
МАОУ №55 г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
учитель бурятского языка: Гомбоева Цымжидма Викторовна
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учѐбу время и усилия? Соответствуют ли приобретѐнные знания тем задачам, которые человек поставил перед собой. Ответ держать, прежде всего, учителю. И я задаю себе вечный вопрос:
- Какой я учитель?
- Могу ли я отдать своим ученикам всѐ то, что уже накоплено, задумано?
- Как построить урок так, чтобы мы с детьми обогащали друг друга?
- Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересовать? Ответ очевиден: каждый наш урок должен нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у школьников внимание, познавательный интерес. Всѐ это позволяют воплотить в жизнь современные технологии обучения бурятскому языку как государственному, нетрадиционные формы урока. Обучение бурятскому языку как государственному в рамках социокультурного подхода предполагает такую модель обучения, при которой овладение знаниями об образе жизни, особенностях национального менталитета и духовных ценностях бурятского народа способствуют успешному овладению языком. При этом повышает интерес к бурятскому языку, к культуре бурятского народа, развивает национальное самосознание, воспитывает толерантность и непредвзятость во взаимоотношениях и ведет к улучшению взаимопониманию между представителями разных народов, живущих в Бурятии.
В современных условиях цели образования и обучения в частности претерпевают некоторые изменения. Если до последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, то сейчас востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной, желание учиться.
Обучение бурятскому языку как государственному на начальном этапе направлено на воспитание и развитие творческой личности. Процесс практического овладения языком рассматривается как средство общения. В настоящее время особое внимание уделяется развитию и поддержанию интереса школьников к учению, положительного к нему отношения, усиление акцентов на формирование познавательных интересов.
Включение игровых технологий в процесс изучения бурятского языка как государственного на начальном этапе обучения способствует формированию устойчивого интереса у младших школьников к учению. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения интереса к изучаемому предмету. Психологами доказано, что игра способствует переходу с родного языка на иноязычный язык. В данном случае бурятский язык, выступает в роли иноязычного, т.к. он является этнически родным языком для тех бурят, которые пользуются русским языком с детства и владеют лишь отдельными умениями или не владеют совсем. Игровая форма занятий создаѐтся при помощи игровых приѐмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к изучению бурятского языка как государственного языка. В игре языковой материал усваивается незаметно, но эффективно, снимая при этом психологический барьер употребления в речи слов бурятского языка.
На начальном этапе обучения детей бурятскому языку как государственному одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения бурятскому языку как государственному значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала; тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.
Нужно помнить, что игра это не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.
Можно предложить несколько занимательных игр, которые я использую на уроках бурятского языка:
Кто быстрее.
Цель: формирование активных лексических навыков лексических единиц по теме «Части тела».
Ход: класс делится на две команды, которые должны записать на доске как можно больше слов по теме.
Пантомима.
Цель: формирование активных лексических навыков лексических единиц по теме «Глаголы».
Ход: ведущий должен изобразить какое-либо действие, а остальные должны отгадать его. Поощряется, если ученики придумывают смешные варианты.
Умный конверт.Цель: формирование активных лексических навыков слов (заяц, школа, учитель, мама, тетрадь, мой, твой, я).
Ход: Ученики встают в круг, и, пока звучит музыка, передают друг другу конверт. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руках конверт, достает листок, читает и переводит слово, написанное на нем.
Составление предложений.
Цель: формирование активных лексических единиц.
Ход: ученики должны составить как можно больше предложений, включающих в себя 3 любых новых слова по теме. Ответы могут быть банальными, сложными, творческими.
Именно в игре возникает естественная потребность многократного повторения языкового материала, а также тренировка учеников в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной речи. Учитывая возрастные особенности учеников и дидактические возможности игры, рекомендуется использовать элементы игровых технологий на каждом уроке как средство развития навыков употребления грамматических структур и лексических единиц, чтения и письма.
Игра способствует развитию воображения, фантазии, наблюдательности, снятию барьера страха, получению хорошую оценку (что немаловажно для ребенка в начальной школе). Практически на уроках в младшем звене мы уделяем больше играм, способствующим именно усвоению лексического, грамматического материалов. И потому в заключение хотелось бы сказать несколько слов о народных играх, ведь народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания школьников. «Малгайнюулга» - (при прохождении тема «Одежда»), «Бэhэлигнюулга»(тема «Числа»), «Шагай наадан» - (тема «Числа», «Домашние животные»), таабаритаалга.
Одним из традиционных праздников бурят является Сагаалган. В этом празднике заложены огромные возможности для приобщения детей к народным традициям, ведь в нем сочетаются практически все элементы празднично-игровой культуры бурят. Это выражается и в присутствии элемента ролевой игры при исполнении традиционных этикетных диалогов.
Литература:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – [Текст] /
2. Г. К. Селевко. – М.: Просвещение, 1998. – С. 49 – 64.
3. Рогова Г. В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку – [Текст]
4. Г. В. Рогова И. Н. Верещагина. – М.: Владос, 1998. – С.87 –93 Курбатова М. Ю.
Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе / М. Ю.
Курбатова // ИЯШ. – 2006. – № 3. – С. 28 – 32.
Цыдыпова С.Ж., Статья «Использование игровой технологии на уроках бурятского языка» Материалы межрегиональной научно-практической конференции
«Проблемы и перспективы преподавания бурятского языка и литературы» - г. Улан-Удэ, 2007. – с. 227-229.