Игровая тренинговая программа «Смеха Шарики»
Организационный этап
(создание эмоционального настроя в группе).
– Сегодня в нашем зале для Вас, для детворы,
Горят, переливаются воздушные шары.
Разные - разные: голубые, красные, жёлтые, зелёные ... –
Все радостью полны!
Рвутся вверх они, играют, с тонкой нитки улетают ...
Сверху шлют привет воздушный …
Всем-всем: добрым и веселым, здоровым и внимательным,
Взрослым и детям нашим замечательным–
"Добрый день друзья!"
Мотивационный этап
(появление персонажа;упражнения и игры с целью привлечения внимания к сообщению темы занятия;выяснения исходного уровня знаний детей).
(В руках психолога появляется шарик с нарисованной улыбчивой рожицей – Смеха Шарик.Далее идет представлениеперсонажа детям).
– Знакомьтесь! Это Смеха Шарик!
Мой светящийся фонарик!
– Дай, тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай…! (Психолог делает вид, что обнимается со Смеха Шариком, а тот пытается вырваться и улететь).
–Хочешь верно, ты играть, что же будем начинать!
Игра-приветствие «Поздоровайся со Смеха Шариком»
(Психолог предлагает детям, стоящим в кругу, передавать Смеха Шарика друг другу с улыбкой и словами представления-приветствия).
Задание «Я улыбаюсь и смеюсь когда…»
–Давайте поговорим! Когда вы улыбаетесь, а когда смеетесь? Почему вы радуетесь? Что вас веселит? (Ответы детей).
«Я много улыбаюсь и смеюсь, когдау меня День рожденье. Радуюсьгостям, поздравленьям и подаркам. Мне весело играть с друзьями» (Психолог от имени Смеха Шарика подытоживает детские ответы и, озвучивает свое мнение).
Сообщение темы «День рожденье Смеха Шарика»
(Психолог от имени Смеха Шарика предлагает детямотметить его день рождение).
Практический этап
(подача новой информации на основе имеющихся данных;задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,мышления, воображения) и творческих способностей;отработка полученных навыков на практике).
–Ребята, я очень рад, что вы согласились, отмечать со мной День рожденье. Мне будет еще радостнее, если здесь появятся мои друзья Смеха Шарики. А чтобы они появились, вам надо попробовать самим надуть воздушные шарики.
Этюд-настрой на участие в тренинге «Шарикодувы»
(Детям предлагается изобразить то как надувают шарики. Они подносят руки ко рту, делают вид что дуют. Раскрываются ладошки, сложенные щепотью, получается трубочка. Дети постепенно надувают щеки. Имитируются движения завязывания шарика и отпускание его из рук. Шарик будто бы сдувается – сдуваются "детские щечки", дети произносят длительно звук "ш", хлопают в ладоши - "шарик лопнул". Этюд повторяется. "Благополучно надутые шарики улетают", дети радуются потому что воображаемые шарики превращаются в настоящие).
Психологическая игра «Впервые на арене! Дрессированные шарики»
(Психолог и дети изображают дрессировщиков шариков. Дети выполняют разные команды-задания с шариком: стоять, сидеть, лежать, танцевать, бегом и, другие.При этом вести себя нужно как настоящие животные во время дрессировки: лошади собачки сначала отказываются выполнять команды, упрямятся и(или) рычат, но дрессировщик настаивает на своем. Взрослые аплодируют детям).
Задание «Самая длинная гирлянда»
(Предлагается изготовить самую длинную гирлянду из шаров, ориентируясь на их цвет – в командеу всех шары одного цвета).
Психологическая игра «Танец Дракона»
(После того, как из воздушных шаров изготовлены гирлянды, объявляется танцевальный конкурс среди Смеха Шариков – китайский танец Дракона. Под музыку команды несут свою гирлянду, которая имитирует тело дракона. Сначала дети выполняют движения с шариками по показу. Нужно постараться выполнять все действия в команде, одновременно. А затем дети придумывают свой собственный танец. Особо отличившиеся команды в проявление выдумки и фантазии награждаются улыбками).
–Молодцы ребята! И Дракона танцевать научили! А все потому, что вы, умеете не только веселиться, но и дружить.
– Я хочу Вас поблагодарить за чудесный День рожденье моего Смеха Шарика. И дарю вам набор самоклеющейся бумаги, из которого вы можете вырезать детали (глаза, рот, нос, волосы и, другие) и превратить свои воздушные шарики в шарики со смешными рожицами.
–А я ребята, к вам обязательно загляну навестить и посмотреть какими они получились ваши новые друзья – Смеха Шарики. (Добавляет психолог от имени Смеха Шарика).
Рефлексивный этап
(обобщение нового материала; подведение итогов занятия; рефлексия).
–Понравилось вам, как мы провели День рожденье Смеха Шарика? Что вам запомнилось больше всего? Что вас больше развеселило? (Ответы детей).
–Мы со Смеха Шариком рады, что вам с нами было весело. Много радости и веселья подарили вам игры с шариками и с друзьями.Вместе всегда весело. Смейтесь на здоровье!
–Давайте друг другу улыбнёмся и посмеёмся.
– С улыбкой попрощаемся до новых встреч. Пока!
Дополнительно для старших детей в практический этап включено
творческое задание «Шароскульптуры»
(Дети делятся на команды по желанию или по какому-либо единому признаку. Из воздушных шаров участники команд должны слепить ЛОШАРИКА. Для скрепления используется скотч. Побеждает та команда, которая слепит самую интересную скульптуру и даст самые остроумные комментарии).
В психологических играх «Впервые на арене! Дрессированные шарики» и «Танец Дракона» детям старшей группы даются более сложные задания, чем в средней.