СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровое занятие «Поведение в общественных местах.  Разговор по телефону»

Просмотр содержимого документа
«Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону»»

Игровое занятие

«Поведение в общественных местах.

Разговор по телефону».

Учитель СБО ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Рындина И.Н.


Цель: закрепление правил культуры общения. Уточнение понятий «вежливость», «культура», тактичность». Воспитание культуры общения в общественных местах.

Оборудование: таблицы, карточки, кроссворды, словарные слова.


(Класс делится на две команды. Жюри состоит из учителей).


Учитель:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя бы совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали.

ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнце прибавилось

в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось

в мире?


Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

Владимир Солоухин


Вот видите, мы поздоровались – и «на капельку радостней сделалась жизнь». Правда многое тут зависит еще и от того, как мы поздоровались.

На занятиях по физкультуре вы тренируете мышцы по особым правилам спорта; в математике решается задачи по ее правилам; в русском языке – свои правила. И все эти правила учат вас быть здоровыми, сообразительными, грамотными.

Для того чтобы стать воспитанными, культурными людьми, тоже нужно изучать определенные правила. Вот сегодня мы поговорим о правилах поведения, которые можно назвать одним словом: этикет – словарное слово.

Как вы понимаете слово «этикет»?

Слово «этикет» французского происхождения и означает установленный порядок поведения людей, форму обхождения друг с другом.

Этикет дает возможность каждому человеку проявить уровень своей воспитанности. А проявляется она в добром отношении к людям, в уважении, благожелательности, в других хороших наших качествах, и в частности в тактичности и вежливости.

А вот еще важное качество, зашифрованное на доске:


_ _ _ ность (точность)


Об этом качестве французский король Людовик XVIII высказался следующим образом: «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей». Это высказывание стало крылатым выражением.

Уже в то время люди понимали важность культуры поведения.


  1. КОНКУРС «ПРАВИЛА ЭТИКЕТА»


Как вы понимаете правила этикета, связанные со словами: тактичность, вежливость, точность? (ответы детей с примерами , жюри их оценивает).

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Выберите правильный ответ.

Почему, приветствуя друг друга, мужчины приподнимают шляпы?

    • Чтобы видеть лица друг друга.

    • Чтобы продемонстрировать, какая хорошая и дорогая шляпа.

    • Чтобы показать свою прическу.

    • Чтобы подчеркнуть свое уважение друг к другу.


  1. Почему входя в помещение, мужчины снимают головные уборы?

    • Чтобы не было жарко.

    • Чтобы показать свое уважение к этому дому.

    • Чтобы продемонстрировать прическу.


  1. КОНКУРС «УГАДАЙ СЛОВО»


Для выполнения следующего задания я попрошу разгадать небольшой кроссворд. В зашифрованных клеточках вам предстоит разгадать слово, неожиданное для нашего урока. А означает оно предмет, который был прототипом нашего телефона. (Командам раздаются карточки с кроссвордом. Выигрывает та, которая раньше отгадает).


  1. Местоимение, которым мы пользуемся, обращаясь к близкому человеку.

  2. То, что мы едим как на гарнир или на завтрак; бывает рассыпчатая или вязкая.

  3. Важное качество культурного человека (начинается на букву «В»).

  4. Вид общественного транспорта.



Тыква – именно она служила первым телефонным аппаратом. Это обнаружили ученые при раскопках египетских дворцов.




  1. КОНКУРС «ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»


В этих «картинках» вам будут показаны примеры правильного и неправильного поведения в некоторых ситуациях. Ваша задача – выбрать правильные варианты и объяснить, почему вы так считаете.

Возьмем обыкновенный телефон. Более простого средства для общения людей, удаленных друг от друга на большие расстояния, пока не придумано. Сейчас у всех есть телефон. Даже мобильный. Казалось бы, куда проще – позвонить родным и знакомым. Однако обращаться по телефону тоже надо уметь. Очень важно правильно построить телефонный разговор. Он должен быть коротким, вежливым и по существу.

Итак¸ прослушайте два варианта разговора по телефону и выберите правильный.


Живая картинка №1

«Телефонный разговор»

1. - Это кто, а?

- А кто вам нужен?

- Мне маму позовите!

- Чью маму?

- Мне мою…

- А как ее зовут?

- Иванова Анна Павловна.

- Что-нибудь передать?

- Ага, передайте: в общем, я уйду в гости, приду, когда все закончится. Ну все, пока!

2. – Алло!

- Здравствуйте! Это технический отдел?

- Да.

- С вами говорит Маша – дочь А.Б. Не могли бы вы позвать маму к телефону!

- К сожалению, ее нет сейчас на месте. Что-нибудь ей передать?

- Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте, что я ушла в гости на день рождения к Оле Семеновой и вернусь не позже восьми часов вечера. Пусть не волнуется за меня.

- Хорошо, Маша, обязательно передадим.

- Большое спасибо! До свидания.




Живая картинка №2

«Как мы ездим в автобусе?»


В автобус №3 вошла пожилая женщина. Свободных мест не было. Одна из сидевших девочек отвернулась. Вторая встала со словами: «Садитесь, пожалуйста». Третья девочка, уступая место, сказала: «Садитесь, пожалуйста, вы же старенькая».

Вопросы:

- Кто правильно поступил из трех девочек?

- Почему не правы первая и третья девочки?



  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно использовать специальные формулы вежливости. Какие именно?

«Волшебные слова» вы говорили в детстве. Сейчас мы их вспомним.

Задание для обеих команд (выполняется по очереди).

- Встать в шеренгу и маршируя, по очереди называть слова:

- а) приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, привет, приветствую вас, рады приветствовать вас, разрешите приветствовать вас…)

- б) благодарности (спасибо, большое спасибо, благодарю, благодарю вас, мне хотелось бы поблагодарить вас, позвольте мне выразить свою признательность; нет слов, чтобы выразить свою благодарность…)

(Выигрывает та команда, которая назовет больше слов и пройдет большее расстояние.)



V. СЦЕНКА «НА УЛИЦЕ»

В следующем задании нужно найти как можно больше ошибок в проведении героев и прокомментировать их. Рассказ «На улице»

(Можно инсценировать, заранее дав группе учащихся такое задание).


«Четверо наших школьников попали в другой город. Им все интересно: прохожие, дома, витрины магазинов, транспорт. В карманах у кого-то нашлись семечки. Ну и, конечно же они купили мороженое. Наши герои шли, размахивая руками, громко смеясь и вслух делясь впечатлениями. При этом они толкались, грызли семечки, ели мороженое. Прохожие шарахались. И только одна пожилая дама обратилась к ним.

- Молодые люди!

Ребята остановились.

- Кажется, вы забыли, что соблюдение правил хорошего тона на улице так же необходимо, как соблюдение правил уличного движения.

- Тетенька, что это за правила такие?».


Вопросы:

- Какие ошибки допустили наши герои?

- Какие правила они не соблюдали?

А теперь послушайте рассказ полностью.


«Четверо наших школьников попали в другой город. Им все интересно: прохожие, дома, витрины магазинов, транспорт. В карманах у кого-то нашлись семечки. Ну и, конечно же они купили мороженое. Наши герои шли, размахивая руками, громко смеясь и вслух делясь впечатлениями. При этом они толкались, грызли семечки, ели мороженое. Прохожие шарахались. И только одна пожилая дама обратилась к ним.

- Молодые люди!

Ребята остановились.

- Вы совсем не учитываете ширину тротуара. Это мешает другим прохожим и создает беспорядок. Кажется, вы забыли, что соблюдение правил хорошего тона на улице так же необходимо, как соблюдение правил уличного движения.

- Тетенька, что это за правила такие?

- Во-первых, - сказала она, в обращение «тетенька» в данном случае совсем не уместно. Если я не ошибаюсь, мы с вами не родственники и даже не близкие знакомые. К незнакомым людям, если вы хотите у них что-то спросить, следует обращаться с помощью таких слов: «Простите, пожалуйста…» или «Будьте добры…». Раньше использовалась такая форма обращения к незнакомым людям, как «сударыня», «сударь». И сейчас она потихоньку возрождается, хотя не очень активно.

Во-вторых, пешеходы на улицах должны вести себя так, чтобы не мешать другим. А вы? Посмотрите на себя: заняли весь тротуар, прохожие шарахаются от вас в стороны. И в придачу галдите, как грачи. А еще семечки грызете на улице и выплевываете шелуху. Это вообще никуда не годится.

Всего доброго, молодые люди, - сказала им на прощание дама, а нашим героям стало стыдно».

(Жюри оценивает ответы команд)


  1. КОНКУРС ЗНАТОКОВ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ


  1. Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?

  2. Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами , забрасываешь на газон?

  3. На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?

  4. Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?

  5. Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

  6. Кто первым заканчивает разговор?

  7. Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?

  8. Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

  9. Как правильно знакомиться?

  10. Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?

  11. Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?

  12. Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?

  13. Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).


  1. ИТОГ

Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем понравился? Что нового узнали?


Теперь вы знаете ошибки в своем поведении. И знаете, что очень важно любить и уважать тех, кто вас окружает. Напоследок все пожмите друг другу руки и подарите улыбки.