Игровой тренинг «Я+ ты = мы»
Цель: формирование у детей осознанной потребности в самопознании; развитие коллективных взаимоотношений и групповой сплочённости.
Задачи:
- актуализировать представления детей о себе, своей индивидуальности и одновременно сходства с другими;
- формировать навыки позитивного отношения к личности другого человека;
- уточнить адекватность видения каждым ребёнком взаимоотношений и своего места в группе сверстников;
- работать над преодолением стереотипов в поведении, снять эмоциональное напряжение.
- развивать ассоциативное мышление.
Участники тренинга стоят в кругу.
1.Разминка «Мои пожелания».
Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.
В: – Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
2. Упражнение-активатор «Имена-качества».
Цель: актуализация участниками образа «Я», представлений о своих качествах.
В: -У каждого из нас есть имя, которое было подарено нам от рождения. И нам приятно слышать, когда, обращаясь к нам, его произносят. Произнесём каждый своё имя, и дадим характеристику себе по первой букве вашего имени.
Например: меня зовут Алёна. Я- активная
А какой(ая) ты …….?
(М- мужественный, милый, миловидный, милосердный, миролюбивый, максималист. К –красивая, культурная, капризная, категоричная, кокетливая. Н-нежная, надёжная, неподражаемая, надоедливая, нарядная, неутомимая, настойчивая. А –аккуратная, активная, авторитетная, амбициозная. Л –ласковая, любящая, легкомысленная, любознательная, любопытная)
В:- Посмотрите, какой разный образ нашего «Я», какими разными качествами каждый из нас обладает. Ведущий перечисляет ответы участников.
Вывод: В одном я уверена, вы согласитесь со мной, приятно подчёркивать свои сильные стороны. Но немаловажным является и то, что мы видим в себе недостатки, ведь образ нашего «Я» не всегда идеален. Мы можем, порой, злится, огорчаться, временами грубить, лениться. Важно уметь посмотреть на себя со стороны, увидеть в себе отрицательные и положительные качества, привычки и замечать, как проявления разных качеств влияет на вашу жизнь.
4. Упражнение «Какой Я?»(рисование ладони).
Цель: формирование внимательного отношения к себе и к особенностям других.
Участникам раздаются чистые листочки, на которых они рисуют (обводят) свою ладонь. Затем на каждом пальце руки записывают свои сильные и слабые стороны, т.е. формируют образ своего «Я».
Потом листочек пускается по кругу, у кого листочек, тот пишет о хозяине ладони что-то приятное или неприятное, т.е. формируют образ «Ты» Когда листок возвращается к хозяину, задание заканчивается, начинается обсуждение.
- Что было легче: оценивать свои качества или качества других?
- Какие стороны сильные или слабые вам проще в себе оценивать?
-Какие качества положительные или отрицательные вы быстрее видите в других?
- С чем вы согласны, а с чем не согласны в оценке вас другими?
-Для чего нам важно знать свои сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные качества.
Вывод: насколько вы внимательны к образу вашего «Я» и к образу «Я» окружающих, зависят ваше отношение к себе и взаимоотношения с окружающими.
6. Упражнение «Орехи».
Цель: формирование навыков позитивного отношения к личности другого человека.
Участникам предлагается выбрать себе из общей вазы грецкий орех, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть и запомнить свой орех (ставить на нём метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи складывают обратно в вазу. Ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех.
После этого участники рассказывают, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.
Обсуждение: провести аналогию между грецкими орехами и людьми. И те и другие на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенности нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть красивым снаружи, но внутри абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке только по каким – то внешним признакам, не узнав, что у него внутри. У ореха очень твёрдая скорлупа, она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже время от времени прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим. Для этого им нужно какое время, поэтому не зря говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Есть ещё выражение: « Если хочешь узнать человека, соверши с ним путешествие или поднимись с ним в горы». То есть, побудь с ним рядом в разных ситуациях, посмотри, как он поступает.
7.Упражнение «Портрет группы»
Цель: актуализация представлений о сходстве с другими людьми.
В: - Вы уже достаточно много времени провели вместе друг с другом в вашей группе. Попробуем выяснить, насколько хорошо вы узнали за это время друг друга. Для этого нам нужно разбиться на пары. Вам нужно будет сейчас пообщаться друг с другом, найти 5 сходств и запомнить их. Причем имеются в виду не внешние (волосы, цвет глаз и т.д.), а внутренние качества, интересы, вкусы, привычки… После того, как вы найдете 5 сходств в парах, мы все сядем в круг и составим один общий список. Это будет портрет нашей группы.
По окончании работы зачитывается список найденных сходств и участникам предлагается их запомнить.
Анализ упражнения:
-Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
-Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
-Какими должны быть твои друзья: похожими на тебя или совсем другими?
В:- Человеку всегда важно как относятся к нему те, кто находится рядом: сверстники, учителя, друзья, одноклассники. В психологии существует понятие «психологическая дистанция» - это то расстояние, на котором одному человеку комфортно находиться рядом с другим. Попробуем измерить эти дистанции в нашей группе.
8.Упражнение «Групповая социометрия»
Цель: уточнить адекватность представлений каждым участником своего места в группе сверстников.
Каждый участник в порядке свободной очерёдности встаёт в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует
« психологическую дистанцию» по отношению к этому человеку. Каждый запоминает это место, затем построение разрушается. После этого участник, стоящий в центре открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.
Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.
Вывод: в этом упражнении можно увидеть, насколько вы близки своим товарищам, насколько точно вы оцениваете взаимоотношения друг с другом в данное время.
В: - Сейчас мы проведём с вами небольшой эксперимент.
11.Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
В:— Давайте подумаем, что каждый из вас мог бы подарить вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим всех нас за хорошую работу аплодисментами!
В:— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, а каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!