СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые кубики для развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самодельные игровые кубики для развития речи, предназначенные для детей с 4-х лет.

Просмотр содержимого документа
«Игровые кубики для развития речи»

Основные игры и упражнения

Работать с кубиками можно начинать уже с 4 лет. Поэтому описания игр и упражнений начинаются с самых простых (назови слово) и далее постепенно усложняются (до длинных историй и выразительной речи).



Основные задания:

  • Назови слово;

  • Составь словосочетание;

  • Составь предложение, дополни предложение;

  • Опиши словами / изобрази; отгадай по описанию;

  • Подбери рифму;

  • Поговори с другом / с незнакомцем (вопрос, просьба, диалог);

  • Составь короткий рассказ;

  • Расскажи историю (из собственного опыта, из услышанного, из мультфильмов), сочини историю или небылицу;

  • Скажи выразительно.



Педагог в своей практике очень быстро смогут самостоятельно расширить список игр и упражнений с кубками, которые можно предложить детям.

  • Упражнения для знакомства с кубиками

С каждым кубиком необходимо провести для детей как минимум 1 занятие-знакомство.

Возможная последовательность предъявления кубиков в самом начале работы: “Семья”, “Транспорт”, “Семья” + “Транспорт”, “Профессии”, “Эмоции”, “Профессии” + “Эмоции”, “Погода”, “Местность”, “Погода” + “Местность”, “Волшебные предметы”, “Предлоги”, “Волшебные предметы” + “Предлоги”, “Незнакомцы”, “Выразительность речи”, “Незнакомцы” + “Выразительность речи”. Далее кубики можно объединять по любому выбранному педагогом принципу, в зависимости от задач занятия.

СЛОВО

  • Упражнения с одним кубиком

  • Повтори, что изображено на кубике (существительные).

  • Назови, что изображено на кубике (существительные).

  • Назови одним словом все изображения на кубике. Продолжи ряд (обобщения).

  • Назови, что изображено на кубике, и скажи, какое оно (прилагательные).

  • Назови несколько похожих определений: какой он / она (синонимы).

  • Скажи, что он делает / умеет делать / любит делать (глаголы).

  • Назови, что изображено на кубике, и назови ласково (уменьшительно-ласкательная форма).

  • Назови, что изображено на кубике. Я тебе скажу, какое оно (варианты: что делает / как делает), а ты скажи наоборот (антонимы). Вариант: найди на кубике рисунок с противоположным значением и назови (примеры: день-ночь, старый-молодой).

  • Назови, что есть у этого персонажа / предмета, в том числе то, чего не видно на изображении (примеры: части машин и предметов, части тела человека и его одежда, инструменты и экипировка по профессиям...).

  • Назови, когда это бывает (для кубика “Погода”).



  • Упражнения с двумя кубиками

Вставь слово (пример: “В нашем красивом … (городе) сегодня светит яркое... (солнце)”).



СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

  • Упражнения с одним кубиком

Красные, синие, зеленые кубики

  • Назови, что делает персонаж или предмет на кубике и как он делает.

  • Назови, где находится / бывает / откуда появился персонаж или предмет на кубике (существительное с предлогами).

Задания из предложенных в разделе “СЛОВО”, но полным словосочетанием (пример: “солнце яркое”).

Оранжевый кубик “Эмоции”

  • Продолжи предложение. По выпавшей грани кубика составляется предложение, например: “Я радуюсь, когда...” Ребенок должен продолжить.

Оранжевый кубик “Пространственные предлоги”

  • Расположи предмет так же, как точка (шарик) на рисунке. Назови, где находится предмет. Для этого задания помимо кубика нужно подготовить игрушечный шкафчик на высоких ножках и небольшой предмет, который поместится под или в шкаф. Схему “ где находится точка” ребенок прочитывает вместе с взрослым.

  • Объясни словами. Что означает знак на кубике. Объяснять можно любому “непонятливому” персонажу, который и затеял эту игру, - Буратино, Колобку. В случае с Колобком можно представить, будто он сам находится на схеме в виде точки, и объяснять ему, куда нужно вставать, чтобы получилось как на схеме.

  • Найди в комнате любой предмет, который расположен так же, как точка (шарик) на рисунке. Назови, где предмет находится.

  • Назови, где находится точка (шарик) на рисунке.

  • Спрячь сюрприз для любого вымышленного персонажа либо для других игроков. Игру можно продолжить: другой игрок должен найти игрушку по схеме-подсказке.



  • Упражнения с двумя кубиками

Составляя словосочетания с двумя кубиками, нужно задавать последовательность слов: в каком порядке выпали кубики, в том порядке должны стоять слова. Затем кубики можно поменять местами и снова составить словосочетание.

  • Кубики “Семья” + “Транспорт”. Продолжи предложение. Взрослый называет первое слово (начинает предложение) и задает вопрос. Например: “Девочка села...куда?” - “В автобус”.

  • Красные кубики + “Эмоции”. Слова в предложении составляются в той последовательности, в которой выпали кубики, затем меняются местами: “Художник смеется” и “Веселый художник”. Затем можно прейти к подбору синонимов.

  • Кубики “Волшебные предметы” + “Предлоги”. Для составления словосочетаний используются: волшебный предмет, предлог, - и придумывается любое (можно сказочное) место, куда его можно поместить (например: “Шапка-невидимка на голове”, “Сапоги-скороходы за печкой”).



ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • Упражнения с одним кубиком

  • Повтори предложение за педагогом (примеры: “Матрос стоит на палубе”, “На вершине горы лежит снег”, “Мама сварила вкусный пирог”).

  • Изобрази, что делает персонаж или предмет на кубике. Остальные дети должны угадать персонажа и глагол, т.е. составить простое предложение.

  • Составь простое предложение по образцу (примеры: “Пароход плывет”, “Пароход медленно плывет”, “Огромный пароход плывет”).

  • Скажи наоборот. Один ребенок составляет простое предложение по изображению на кубике, другой должен подобрать антоним (примеры: “Машина едет быстро” - “Машина едет медленно”).

  • Продолжи предложение. Взрослый по выпавшей грани кубика начинает предложение (пример: “Если робот увидит кошку..”). Ребенок продолжает предложение.

  • Продолжи предложение. Кубик лежит перед детьми, взрослый начинает предложение, а ребенок угадывает и показывает нужное изображение на кубике (пример: “Мама взяла зонтик, потому что...”). (Причинно-следственные отношения).



  • Упражнения с двумя кубиками

Составляя простые предложения с двумя кубиками, нужно задавать строгую последовательность слов: в каком порядке выпали кубики, в том порядке должны стоять слова. Затем кубики можно поменять местами и снова составить предложение. Возможны разные варианты комбинаций кубиков.

Красные кубики + “Транспорт”

  • Продолжи предложение. Взрослый называет первое слово (начинает предложение) и задает вопрос. Например: “Девочка села...куда? (в автобус”). Ребенок дает полный ответ на вопрос.

  • Было есть и будет. Взрослый проговаривает первое слово и предлагает глагол. Например: “Папа летит... (на ракете) Ребенок говорит предложение полностью. Используются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Красные кубики + “Эмоции”

  • Ответь на вопрос. По выпавшим граням кубика задается вопрос: “ Чему обрадовался папа?” можно разделить задание так: игрок, у которого в руках кубик, задает вопрос, а другой отвечает. Затем кубик перебрасывается тому игроку, который ответил на вопрос.

Кубики “Погода” + “Местность”

  • Для составления предложения используются волшебные свойства предметов: “Сапоги-скороходы спрятались в пещере”.

  • Скажи по-другому: “В горах светит солнце”. Затем кубики меняются местами: “Солнечная погода в горах”, “Солнечно в горах”. Словообразование и словоизменение, подбор синонимов.

  • Предложения расширяются за счет определений (“В горах светит яркое солнце”), слов “потому что” (В горах жарко, потому что светит солнце”), “можно” (“Когда светит солнце, можно идти в горы”). Во всех случаях взрослый дает образец предложения.



Кубики “Волшебные предметы” + “Предлоги”

  • Для этого упражнения потребуется дополнительные предметы. Варианты: можно выбрать пару игрушек (шкафчик на высоких ножках и маленький предмет) работать с ними на столе, либо выбирать игрушку и прятать ее в комнате в разных местах. Для составления предложений используются волшебные свойства предметов: “Сапоги-скороходы принесли зайца на стол”. Можно составлять предложения, обращаясь к волшебному предмету: “Волшебный горшочек, спрячь игрушку в шкаф”.

  • Составлять развернутые предложения без использования дополнительных предметов. На месте “точки” ребенок может представить себя: “Шапка-невидимка спрятала меня в пещере”, “Сапоги-скороходы несут меня над морем”.



  • Упражнения с тремя и более кубиками

Предложения расширяются за счет добавления новых кубиков, при этом алгоритм работы такой же, как и в работе с двумя кубиками. В начале работы взрослый сам подбирает и выдает детям подходящие сочетания кубиков. Подготовленные дети могут сами выбрать кубики, с которыми они будут составлять предложения. Варианты упражнений с кубиком “Выразительность речи” даны в разделе “выразительная речь”.

Оранжевый кубик “Пространственные предлоги”

  • Взрослый выкладывает кубик “Предлоги” нужной гранью перед детьми вместе с ними прочитывает схему. Ребенок подбирает пару кубиков и составляет предложение с нужным предлогом.





ОПИСАНИЕ (вербальное) и ИЗОБРАЖЕНИЕ (невербальное)

  • Упражнения с одним кубиком

  • Угадай по описанию. Взрослый описывает предмет или персонажа, который есть на кубике. При этом кубик находится в руках у ребенка. Ребенок угадывает. С подготовленными детьми взрослый может попробовать сознательно допустить ошибку - например, описать предмет, которого на кубике нет.

  • Загадай персонажа или предмет. Ребенок бросает кубик ловит его в ладошки (или просто выбирает картинку по желанию). Не показывая никому картину, он рассказывает о персонаже/предмете, а задача всех остальных - угадать. Кубик перебрасывается угадавшему.

  • Изобрази персонажа или предмет. По выпавшей (или выбранной) грани кубика ребенок изображает предмет или персонажа. Задача остальных игроков - угадать.



РИФМА

  • Упражнение с одним кубиком

  • К персонажу или предмету, выпавшему на кубике, взрослый подбирает глагол или прилагательное. Ребенок подбирает любое словосочетание в рифму (пример: “дедушка старенький - мальчик маленький “). Если ребенок затрудняется, взрослый может также подсказать первое слово для второй фразы.

Для этого упражнения потребуется игрушка, на пример заяц, и кубик “Волшебные предметы “. Ребенок сообщает, какой ему выпал волшебный предмет и говорит рифмованное заклинание (пример: “Эники-беники-бум! Зайка сидит под столом” или “Эники-беники-бум! Зайка спрятался в шкаф!”). На первых порах начало составляет взрослый, а ребенок только заканчивает: “...под столом”.

  • Другой вариант рифмы-заклинания: вместо кубика “Волшебные предметы” используется кубик “Пространственные предлоги”.

ДИАЛОГ

  • Упражнение с одним кубиком

Красные, синие и зеленые кубики

  • Попроси (или дай задание). Взрослый бросает кубик ребенку и спрашивает его: “Привет, ты кто?” Ребенок отвечает: “Я-робот”. Взрослый просит его: “Робот, помаши, пожалуйста, мне рукой “. “Робот” выполняет просьбу. Далее “робот” бросает кубик другому ребенку и также вежливо просит персонажа что-то сделать.

  • Кубик “Место действия”, игра “Неиспорченный телефон”. Взрослый бросает кубик ребенку и спрашивает его: “Алло! Яна, ты где?” ребенок отвечает: “Я на северном полюсе!” Далее дети бросают кубик по кругу и задают друг другу аналогичные вопросы.

  • Угадай по вопросам. Ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки, не показывая никому, что у него выпало. Игроки должны угадать картинку. Для этого они задают ему вопросы. Два варианта - игроки задают развернутые вопросы, на который водящий отвечает только “да” и “нет”, другой вариант - водящий может отвечать развернуто на вопросы: какой предмет, для чего он нужен и т.д.



  • Упражнения с двумя кубиками

Для работы с двумя кубиками возможны следующие варианты комбинаций.

  • Семья + Незнакомцы, Семья + Профессии (познакомиться, представиться, самопрезентация).

  • Семья + Волшебные предметы (попросить у волшебного предмета то, о чем мечтаешь, подарок для бабушки) и т.д.

  • Незнакомцы + Эмоции (научить незнакомца понять выражение лица, эмоцию, объяснить, что при этом чувствуешь, научить выражать эмоцию).

  • Выразительность речи + Волшебные предметы (правильно произнести заклинание). Когда дети освоятся с “новыми знакомыми” и смогут повторить иди даже продолжить их истории, можно переходить к диалоговым (ролевым) играм “Где ты был? Что видел? Что делал? Расскажи, что с тобой приключилось”.

Рассказывание (короткий рассказ)

Задание - составить рассказ из двух-трех предложений. Первоначально составляются простые предложения, можно по образцу, заданному педагогом (например: “Девочка едет в автобусе”). Затем взрослый может задавать наводящие вопросы, побуждая к придумыванию и рассказыванию: “Куда едет? С кем? Зачем? Что везет? Чем закончилась история?” Эти же вопросы дальше могут задавать друг другу дети. И помните: у любого, даже самого короткого рассказа, есть начало, середина, конец.

  • Упражнения с двумя кубиками

Для работы с двумя кубиками возможны разные варианты комбинаций.

  • Семья + профессия (кто с кем работал, работает, мечтает работать).

  • Пространственные предлоги + Транспорт (кто куда и откуда направляется, что проезжает по пути).

  • Погода + Незнакомцы (как поступит незнакомец, если...).

  • Местность + Волшебные предметы (волшебный предмет переносит ребенка в незнакомую местность, что он там увидит, услышит).

  • Профессии + Погода (кто какую погоду любит, почему).



  • Упражнения с тремя кубиками

  • Высказывание из двух-трех предложений

  • Задание другу (работа в паре). Игрок составляет для друга цепочку кубиков. Друг составляет по ней фразу.

  • Очень длинное предложение. Первый игрок выбирает кубик, кладет его нужной гранью вверх и называет слово. Следующий игрок берет другой кубик, кладет рядом с первым и составляет словосочетание из двух слов. Выигрывает тот, кто подберет последнее слово в цепочке. Ставить кубики можно в любое место цепочки.

Для работы с тремя и более кубиками возможны разные варианты комбинаций.

  • Семья + Транспорт + Местность (кто каким транспортом куда добрался, откуда приехал, мечтает отправиться).

  • Семья + Волшебный предмет + Погода (кто нашел волшебный предмет и что наколдовал. Можно продолжить вопросами “Зачем?” или “Ему понравилось?” / Он так и хотел?”).

  • Местность + Семья + Незнакомцы + Эмоции (“однажды...” - где кто кого встретил и как отреагировал. Можно продолжить вопросом “Почему?” или “А другой персонаж?”).

  • Семья + Незнакомцы + Выразительность речи + Транспорт (кто кого встретил, что сказал / спросил или что услышал от незнакомца - прямая речь с нужной интонацией или мелодикой речи).



Понятие последовательности при рассказывании. Начало, середина, конец.

Для установления последовательности в рассказе задается цветовая структура. Ребенок в соответствии с ней выкладывает кубики и составляет короткий рассказ.

Возможные варианты комбинаций кубиков:

Красный - зеленый - синий

  • Семья (красный) + Волшебный предмет (зеленый) + Местность (синий).

  • Семья (красный) + Волшебный предмет (зеленый) + Погода (синий).

  • Семья (красный) + Транспорт (зеленый) + Местность (синий).

  • Красный - зеленый - оранжевый

  • Незнакомцы (красный) + Транспорт (зеленый) + Эмоция (оранжевый).

  • Погода (синий) + Профессии (красный) + Эмоция (оранжевый).



Рассказывание (история)

  • Упражнения с одним кубиком

Красные, синие и зеленые кубики.

  • Взрослый рассказывает детям о персонаже / предмете, можно от его имени. Степень сложности рассказа зависит от подготовленности детей.

  • Взрослый рассказывает детям историю от имени персонажа, которая с ним приключилась (подготовка к рассказыванию).

  • Расскажи о себе от имени предмета или персонажа (монолог). Образец задает взрослый, это могут быть: история из собственного опыта (опыта ребенка), выдуманная история от имени персонажа / предмета, небылица (сказка). Рассказывание лучше начинать с красных кубиков. Персонажам кубиков “Незнакомцы” и “Профессии” есть что рассказать. Таких историй может быть очень много, на самые разные темы. “Профессионалы” расскажут о своей профессии, о том, для чего они занимаются своим делом, какую пользу приносят другим, о своих рабочих инструментах, об истории своей профессии. По мере того как дети узнают о персонаже больше, о том, как много он знает, они смогут задавать ему вопросы, переходя к диалогической речи.



  • Упражнения с двумя и более кубиками

  • Очень длинная история. Первый игрок выбирает кубик, кладет его нужной гранью вверх и составляет фразу по изображению на кубике. Следующий игрок берет другой кубик, кладет рядом с первым и составляет следующую фразу, которая по смыслу соотносится с первой. И так - пока не закончатся кубики. Вариант: кубики вытаскиваются по одному из непрозрачного мешочка и кладутся выбранной гранью вверх.

  • Самый сложный вариант: кубики выбрасываются игроками. Фраза составляется по выпавшей грани.

Выразительная речь

  • Упражнения с одним кубиком

Кубик “Выразительность речи”

  • На первых занятиях нужно “прочитать” и обсудить с детьми каждый значок. Рассматривая пиктограммы “скорость”, “высота” и “громкость”, для начала достаточно ознакомить детей только с двумя контрастными значениями: быстро - медленно, высоко - низко, громко - тихо.

  • Повтори за педагогом. Взрослый демонстрирует образец произношения для каждого значка. Дети повторяют за педагогом слово или фразу заданным способом. Для значков “скорость”, “высота”, “громкость” фразу произнести двумя разными способами: быстро и медленно, высоко или низко, громко или тихо.

  • Произнести фразу, как указано на кубике. Педагог задает только фразу (пример: Меня зовут Арина” или фраза может быть бессмысленной: “тра-та-та”). Для значков “скорость”, “высота”, “громкость” ребенок произносит фразу любым способом по своему выбору, назвав его (например: “Я хочу сказать тихо: “Тра-та-та”), либо по выбору педагога.

  • “Правильно-неправильно”. Как нужно говорить “спасибо”? Ребенок проговаривает слово “спасибо” так, как указано на кубике, затем отвечает на вопрос, говорят так или нет, и произносит слово правильно.

  • Покажи нужную грань кубика. Взрослый читает двух- или четверостишие, например, тихо. Ребенок показывает нужную грань.

  • Скажи наоборот. Взрослый читает двустишие, например, тихо. Ребенок должен повторить то же самое громко.

Кубик “Эмоции”

  • На первых занятиях нужно “прочитать” и обсудить с детьми каждый значок. Обратите внимание, в особо сложных для ребенка заданиях педагог может по собственному усмотрению не бросать ему кубик, а давать нужной гранью вверх, подбирая доступные для ребенка варианты.

  • Повтори за педагогом. Взрослый изображает на лице каждую эмоцию. Дети повторяются за педагогом.

  • Угадай эмоцию. Взрослый показывает эмоцию, ребенок угадывает. При этом кубик в руках у ребенка.

  • Загадай эмоцию. Взрослый бросает кубик ребенку в руки. Ребенок показывает эмоцию, которая выпала ему на кубике, остальные отгадывают.

  • Подбери похожие слова. Ребенок называет эмоцию, которая выпала на кубике, и подбирает синоним. Вариант: кто больше?

  • Произнеси слово (или фразу), как указано на кубике. Фразу задает взрослый. Все дети произносят одну и ту же фразу (например, “привет”), но с разными эмоциями (кому, что выпадет на кубике).



  • Упражнения с двумя кубиками

Кубики “Незнакомцы” + “выразительность речи”

  • Незнакомцы очень забавно разговаривают. Будем учить их говорить так, как разговаривают люди.

  • Изобрази речь незнакомца. Взрослый задает определенную фразу, приветствие или, например, бессмыслицу, а дети повторяют ее на все лады от имени своих персонажей. Например, инопланетянин может говорить только очень громко или очень тихо, птеродактиль может говорить только высоко или низко (или только петь), робот научился говорить все так, как будто это вопрос (даже слово “привет”). Точка в данном случае может означать, например, отрывистую речь - по словам или даже по слогам.

  • Научи незнакомца говорить правильно. Ребенок точно так же по выпавшим граням кубика изображает речь незнакомца, а остальные дети пытаются научить его - объяснить и показать, как надо говорить: тише, громче, еще тише, плавнее. Фразы педагог подбирает детям сам, так, чтобы в устах незнакомца они звучали неверно (например, если выпала грань “вопрос”, то фраза должна быть очевидно невопросительной “Привет!).



  • Упражнения с тремя и более кубиками

Упражнение “Артисты”

  • После того как ребенок составит предложение по выпавшим кубикам (двум или трем), он выбрасывает кубик “Эмоции”. Задача - произнести эту же фразу подходящим голосом и с нужным выражением лица.

  • После того как ребенок составит предложение по выпавшим кубикам (двум или трем), он выбрасывает кубик “Выразительность речи”. Задача - произнести эту же фразу подходящим образом.

  • К составленному детьми предложению выбрасываются два кубика “Эмоции” и “Выразительность речи”. Необходимо произнести фразу, сочетая выразительность и эмоцию (например, спросить грустно, спеть радостно).

  • Взрослый произносит фразу с определенной выразительностью. Дети угадывают и выкладывают кубик или оба кубика нужной гранью вверх.