СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые методы разрешения межличностных конфликтов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование профессиональной готовности участников образовательного процесса к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Игровые методы разрешения межличностных конфликтов.»

Формирование профессиональной готовности участников образовательного процесса к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом пространстве.

Игровые методы разрешения межличностных конфликтов.


Попадая в конфликтную ситуацию, Вы, педагоги, можете направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного состояния – чтобы предотвратить конфликт или его погасить.

В первом случае разрешить конфликтную ситуацию можно, установив взаимопонимание между людьми, устранив различные недоразумения, недомолвки. Проблема понимания другого человека (ученика) очень сложна.

Человек существует в двух его «измерениях»: своём внутреннем мире и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Всё, что происходит в сфере личного я, есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п.

«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает некой загадкой, которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться – по поведению, словесным и символьным средствам выражения.

Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внутреннему «я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.


МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ

заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые. По его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строится взаимоотношение с человеком.

Упражнения: «Мария Ивановна», «Поставь себя на место другого»


УПРАЖНЕНИЕ «Поставь себя на место другого»

Выполняется индивидуально в течение 10-15 минут. Представьте себе неприятную ситуацию разговора с Вашим коллегой. Она позволила себе неучтивый тон, несправедливые замечания. По дороге домой Вы вспоминаете это, обижены; пытаетесь забыть — не получается.


Постарайтесь пойти от противного. Не вычеркивайте насильственно из памяти, а наоборот, приблизьте максимально к себе. Попробуйте сыграть роль своей коллеги. Подражайте ее походке, манерам, размышлениям; вспомните ее семейную ситуацию. Это поможет возникновению позитивного отношения к ней.


Подобный метод действенен, но важно собственные мысли и чувства не принять за чувства другого.



МЕТОД ЭМПАТИИ

основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет Вам полезен.

Упражнения: «Ритм», «Резервуар», «Монолог с двойником», «Первая фраза»

УПРАЖНЕНИЕ «Первая фраза»


Вы идете по улице. Навстречу Вам движется хорошая знакомая. Подойдя друг к другу, вы останавливаетесь, чтобы переброситься двумя – тремя фразами. Такая встреча может пройти для Вас незаметно, Вы в ходе разговора можете остаться «внутри себя» и переживать только свои собственные состояния и настроения.


Но если Вы начали работать над собой и хотите стать человеком тонким, чувствительным, то приближаясь к знакомой, старайтесь настроиться на разговор с ней. Внимательно посмотрите на ее лицо, походку, почувствуйте ритмику ее движения. Выйдите за границы своего «Я» и приготовьтесь понять «Я» другого человека. Пусть Ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию Вашей собеседницы.


Например, Вы скажете: «Ты прекрасно выглядишь! Как тебе это удается?» - эта фраза будет уместна в том случае, если Ваша партнерша по общению пребывает в хорошем настроении. Вы можете начать беседу и так: «Ты куда - то спешишь? Как у тебя дела?». Возможно, Вы увидите расстроенное лицо собеседницы. Тогда Ваша первая фраза будет следующей: «Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?»


Во втором случае, попадая в конфликтную ситуацию, мы должны постараться сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремиться не попадать в атмосферу напряженности. Опыт показывает, если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухает, а потенциальные конфликтные отношения нормализуются. Оказывается, данный метод нейтрализации конфликта известен с давних времен и встречается в русских народных сказках. Например, в сказке «Волшебная водица» ссоры между женой и мужем прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз набирая в рот «волшебной водицы».



МЕТОД ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

подходит для тех, кто рационален, кто опирается на своё мышление. Чтобы понять партнёра по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нём и ситуации, в которой находится собеседник.

Упражнения: «Равенство», «Взаимодействие»

На автокоррекцию собственных психических состояний направлены следующие два упражнения:

УПРАЖНЕНИЕ «Дерево»


Представьте себя деревом, тем, которое Вам больше нравится. Необходимо детально представить его образ: мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшиеся в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью


Данное упражнение укрепляет уверенность в себе.

УПРАЖНЕНИЕ «Голова»


Это упражнение помогает при перенапряжении, при неприятных ощущениях, например, тяжести в затылочной области головы.


Сядьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас одет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимайте головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.


Все предыдущие упражнения были направлены на то, чтобы помочь Вам дипломатично улаживать конфликтные ситуации, «сглаживать» углы, снимать напряжение. Но не всегда в жизни следует идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Зачастую Вы должны достичь своей цели, убедить собеседника в своей правоте, одержать победу. Вашей задачей в этом случае становится организация бесконфликтного взаимодействия и в то же время умение добиться согласия с Вашим мнением.

УПРАЖНЕНИЕ «Равновесие»


Ваша беседа должна быть «хождением по канату» и удерживанием равновесия на нем. Наклон в одну сторону – конфликт, в другую – мирное, но не конструктивное решение проблемы.


Смело и уверенно ведите разговор – «идите по канату». Уступая своему собеседнику в деталях, не уступайте ему в главном. Будьте дипломатичны в личных взаимоотношениях, но станьте «тверды как скала» в том, что затрагивает главный предмет разговора. Узнайте аргументы, пожелания, имеющиеся у Вашего партнера по общению, и только после этого раскрывайте «чемодан» с собственными предложениями.


Эффективная профилактика конфликтных взаимодействий может быть достигнута при помощи множества других упражнений, например:


Цели психологических игр – сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряжённость, развивают внутренние психические силы, расширяют психическое самосознание.

Игровые упражнения помогают педагогу ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя своё психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.


Упражнение “Другими словами”

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен…”, “Это твоя обязанность…”, “С тобой невозможно разговаривать…”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями, ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

Ты должен был предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидел возможные трудности”);

Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);

Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);

Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);

Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);

Ты должен мне отдать пульт” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дал мне пульт”).

Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);

Ты не должен был выходить из помещения”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не выходил из помещения”);

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Игры – релаксации.

За 3-5 минут, потраченных на упражнения, Вы сможете снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.


Упражнение «Настроение»

Несколько минут назад у Вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего Вам. В беседе с ней Вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведёт. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что «воспитывать должны в школе», что у неё на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите своё грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5 – 7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

Вы хорошо отдохнули, можно продолжать работу.


Упражнение «Пословицы»

Предлагаю упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение. Возьмём любую из книг «Русские половицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы». Читаем в течение некоторого времени (всё зависит от индивидуального состояния).


Подборка терапевтических сказок, метафор.

  • Воспитатель - тот же садовник

Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии. (Абдул – Баха)

  • На пути, к счастью, нет лифта,

Нужно подниматься по лестнице.


  • Кто сказал А, тот должен сказать В

Во время урока, который на Востоке называют «мактаб», один ученик доставлял немало хлопот учителю. «Скажи А! (по-персидски «алеф»). Мальчик только отрицательно качал головой и плотно сжимал губы. Учитель терпеливо упрашивал его: «Ты такой славный мальчик, скажи А! Ну что тебе стоит?» Однако взгляд ребёнка выражал явное нежелание отвечать. Наконец после нескольких попыток у учителя лопнуло терпение. «Скажи А! – закричал он. – Скажи А!» В ответ он услышал только: «Мм-мм». Тогда отец послал за отцом.

Вдвоём они умоляли ребёнка, чтобы он сказал А. Наконец мальчик уступил и на удивление всем ясно и чётко сказал А. Учитель, обрадованный своим педагогическим успехом, воскликнул: «Слава аллаху! Как прекрасно! А теперь скажи В». Тогда мальчик бурно запротестовал и энергично ударил своими кулачками по столу: «Теперь всё! Я же знал, что меня ожидает, если я скажу А. Тогда вы все захотите, чтобы я сказал Б, потом мне придётся говорить на память весь алфавит, а потом – учиться читать, писать, считать. Я ведь знал, почему нельзя говорить А».


  • Феликс Кривин

ТРУДНЫЙ ЦЫПЛЕНОК.
Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что он разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное...


СИЛА УБЕЖДЕНИЯ.
- Помещение должно быть открыто, - глубокомысленно замечает Дверная Ручка, когда открывают дверь.
-Помещение должно быть закрыто, - философски заключает она, когда дверь закрывают. Убеждение Дверной Ручки зависит от того, кто на нее нажимает.


ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.
Завершив подготовительные работы, он наконец приступил к настоящему творчеству. Ему хотелось создать Человека, но Он не знал, каким должен быть Человек, а из жизни его взять не мог, потому что в жизни его еще не было.
Но его это не волновало. Он был весел и даже беспечен, потому что твердо верил в Свое могущество.
При свете солнца, созданного вчера, он заглянул в водную гладь, позавчера отделенную от суши, и увидел в ней Свое отражение.
— Ку-ку! — сказал Он и вытянул губы, пытаясь нижней захватить кончик носа. И долго смеялся, потому что это было очень смешно.
Потом он растянул рот до ушей, слегка даже потеснив их при этом, так что они улезли вверх, освобождая место для новых потешных действий.
Он надул щеки и свел глаза к переносице. Потом щеки втянул, а глаза развел. И, заведя руки за спину, приставил Себе рожки.
В этих занятиях прошла первая половина дня. Увидев, что солнце уже высоко, Он спохватился и стал создавать Человека по Своему образу и подобию.
Глина послушно мялась в Его руках, принимая все более четкие очертания. Нос приплюснутый. Рот до ушей. И все тело надутое, как мячик.
— Ква! — сказал Человек. И Он понял, что создал лягушку.
Он отбросил лягушку, и она запрыгала по земле, подтверждая свое сходство с мячиком. А Он опять погрузился в работу. Он старательно разминал глину, вызывая в памяти Свой образ.
Губы, вытянутые и слившиеся с носом. И рожки на голове, похожие на два пальца, приставленные к затылку.
— Ме-е! — сказал Человек. И Он понял, что создал козла.
И опять Он месил глину, пытаясь придать ей ту единственную форму, которая отличает Настоящего Человека. Он создавал Человека, создавал его по Своему образу и подобию, но образов было много, и в них не было ничего человеческого.
Подобия, одно другого страшней, множились на Земле: ихтиозавры, бронтозавры, мастодонты и стегоцефалы... Но Человека не было среди них.
Кончился день, наступил вечер, а Он все трудился, ни на минуту не сомкнув глаз. Все смешалось в его голове, и Он подошел к воде, чтобы освежить Себя в памяти.
Он посмотрел в воду и не узнал Себя. Усталое лицо, бессонные глаза и борозды на лбу, каких не было прежде. И во всем этом столько опыта, неудачного опыта, который впоследствии назовут мудростью...
Он отошел от воды и вылепил Человека.


КЛЯКСА.
Среди однообразных букв на листе бумаги одна Клякса умеет сохранить
свою индивидуальность. Она никому не подражает, у нее свое лицо, и прочитать ее не так-то просто.

МЕЧТА.
Остановилась Лужица посреди дороги и ждет, чтоб на нее обратили внимание.
Прежде всего, её, конечно, нанесут на карту. Лужица будет выглядеть на
карте неплохо - у нее такие ровные берега! Вот здесь, на этом берегу,
наверно, построят санаторий. На том берегу - порт или еще что-нибудь. Да,
кстати, почему в неё никто не впадает?
Размечталась Лужица - и это понятно: каждому хочется найти себя в
жизни. Но теперь Лужица себя не найдет: она так воспарила в мечтах, что на земле от нее только сухое место осталось.



Слова и фразы, которые помогут в решении конфликтов.

"Да". Любые аргументы, даже те, которые Вы приводите против, должны начинаться с да. На человека это действует успокоительно.

"Мы". Постарайтесь в разговоре объяснить человеку, что Вы с ним на одной стороне. Тогда Ваши аргументы будут для него более весомыми.

"Я знаю/понимаю, что Вас расстраивает …" Данное утверждение нужно использовать в ответ на попытки оскорбить Вас.

"Конечно, это сложно". Подобного типа фразы покажут собеседнику, что Вы понимаете, насколько ему сложно, но при этом объясните необходимость дополнительного труда.

"Я не готов(-а) говорить об этом сейчас. Давайте поговорим об этом в (завтра, через час)". Это предложение стоит озвучивать тогда, когда собеседник слишком возбужден, чтобы вести предметный разговор.

"Я Вас услышал (-а)". Прием, который стоит употреблять только в том случае, если негативные аргументы, приводимые оппонентом, пошли по кругу.


В заключение хотелось бы повторить основы технологии бесконфликтного общения, разработанной с учетом рекомендаций А.С. Белкина и Д. Карнеги. Вот ее главные моменты:


1) Перестаньте думать только о Ваших совершенствах и желаниях. Попытайтесь уяснить достоинства другого. Искренне признавайте хорошее в других. Будьте щедры на похвалу.


2) Говорите с человеком о том, что является предметом его желания. Показывайте, как можно этого достичь.


3) Улыбайтесь. Улыбка – атмосфера доброжелательности.


4) Звук имени человека является самым сладостным в речи.


5) Будьте хорошим слушателем, поощряйте людей рассказывать о себе.


6) Ведите разговор в кругу интересов Вашего собеседника.


7) Давайте людям искренне почувствовать их значимость.


8) Единственный способ добиться лучшего результата в споре – уклониться от него.


9) Если Вы хотите научиться склонять людей к своей точке зрения, вначале проявите дружеское отношение.


10)Свою неправоту признавайте сразу и чистосердечно, если хотите склонить людей к своему мнению.


11)Вступая в отношения, делайте акцент на те вопросы, по которым согласны с собеседником. Заставьте его сначала несколько раз сказать «да», потом ему трудно будет сказать «нет».


12)Пусть Ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.


13)Попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого человека. Желание понимать другого порождает сотрудничество.


14)Чтобы изменять человека, не нанося ему обиды и не побуждая в нем негодования, начните с похвалы и искреннего признания его достоинств.


15)Чтобы критиковать и не вызывать при этом ненависти, следует обращать внимание на ошибки в косвенном виде, но лучше всего начинать разговор с признания собственных ошибок.


16)В минуты своего торжества над кем-то давайте ему возможность «спасти лицо», т.е. выйти из ситуации с достоинством.


17)Искореняя недостатки другого, делайте так, чтобы этот недостаток был легко исправимым, а дело, которым Вы его хотите увлечь – легко выполнимым.