СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые моменты на начальном этапе обучения на уроках музыкального цикла

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка издавна признавалась важным средством в формировании личности человека. Музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах. Важно уже в самом раннем детстве дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить к сопереживанию. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе развития, исполнительства, творчества, музыкально- образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Игровые моменты на начальном этапе обучения на уроках музыкального цикла»

МБОУ ДО «Красноуфимская РДШИ»

Игровые моменты на начальном этапе обучения на уроках

музыкального цикла

Составил преподаватель фортепиано Новоселова Ю.С.











с.Криулино 2021г

Музыка издавна признавалась важным средством в формировании личности человека. Музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах. Важно уже в самом раннем детстве дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить к сопереживанию. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе развития, исполнительства, творчества, музыкально- образовательной деятельности.

Музыкальное мышление ребенка - это осознание выразительности музыкального образа. Оно формируется в ходе приобретаемого музыкального опыта, знания о музыке.

Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки - слушание и осознание её эмоционального содержания. При этом развивается образная речь детей, они учатся сравнивать, анализировать, различают настроение музыки, элементы изобразительности. Восприятие музыки - это активный процесс, который требует от детей внимания, воли, воображения.

Долг педагогов - сделать жизнь детей более светлой и праздничной, а обучение интересным, доступным и эффективным. Решение этих задач поможет использование игровых форм в преподавании.

Игра - одно из главных средств в познании окружающего мира. Она является одним из важных методов работы с детьми. Игры на уроке могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определенные навыки и умения.

Игра естественно включает ребенка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления и процессы, активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, внимание, память, интеллект и т.д. Игра позволяет организовать и воодушевить детей в процессе занятий, ярче запечатлеть в сознании ребенка моделируемые музыкальные процессы. Играя ребенок переживает в действии воспринимаемые и изучаемые музыкальные явления, познает их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию и тому подобное.

Особенно важны различные ролевые игры, которые позволяют ребенку реализовать свою потребность в самоутверждении. Дети с удовольствием исполняют роли: «дирижера», «концертмейстера», «композитора»...

И ролевые, и дидактические игры помогают не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, творческий потенциал личности, артистичность, а главное - интерес к музыке, к процессу музицирования.

В этой работе необходимо большое внимание уделять СКАЗКЕ.

Сказка, сказочные образы и символика близки и понятны детям: ведь ребенок живет в мире сказки. Сказка тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребенка в мир музыки - музыкальной сказки. Вся музыка - это сказочное музыкальное королевство, где живут и действуют Королева Музыки - ПЕСНЯ, и два ее помощника - Гномы - ТАНЕЦ и МАРШ, придворное звание которых – жанр. Всеми звуками командует Первый Министр - РЕГИСТР, он выстраивает их по высоте. Министр РИТМ организует и объединяет звуки долгие J (ТА) - это важные взрослые, и звуки короткие (ти-ти) - это непоседливые музыкальные ребятишки.

Скоростью передвижения по музыкальному королевству командует Второй Министр - ТЕМП. Живет в Музыкальном Королевстве и капризная дочь Королевы Музыки - ИНТОНАЦИЯ. Нежная и избалованная настолько, что любое, даже небольшое, невнимание к ней ведет к капризам и фальши.

Королева Музыки борется против Великана ШУМА, который хочет уничтожить все Музыкальное Королевство, а помогают ей в этой борьбе и спасают её и всё Музыкальное Королевство - Гномы ТАНЕЦ и МАРШ.

Каждый учитель может придумать свой вариант подобной дидактической сказки. Сказка входит органично в урок в форме сюжетно-ролевой импровизации, в форме сюжетного построения урока, в форме сказочных волшебных слов, например: «крабле, крибле, буме!!!», в виде волшебной музыкальной указки, в форме ноты, и т.д.

Сам урок музыки, его структура во многом определяются психологическими особенностями детей, такими как моторная активность, способность и потребность в новых впечатлениях, интеллектуальная активность, интерес к познанию, целостность процесса познания.

Требуется также учитывать и определенные психологические сложности данного возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, излишняя моторная активность, и в то же время моторная зажатость, недостаточная вокально-слуховая координация, а часто и нарушение двигательной координации, склонность к непосредственному сопереживанию, стремление к самовыражению в любых самых разнообразных формах.

К особенностям драматургии урока на начальном этапе обучения можно отнести довольно широкий спектр задач:

  1. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности,

  2. Частое переключение внимания детей с одного задания на другое.

Это необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей,

  1. Быстрая смена заданий.

Любая работа должна длиться от 1-2 до 6-7 минут, не более.

  1. Чередование трудных, требующих большого напряжения, и легких задач.

  2. Обязательное включение заданий, связанных с движением не менее трех раз в течении урока.

  3. Органичное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке.

Дети должны весь урок быть заняты музицированием.

  1. Сохранение эмоционального тонуса урока и даже, желательно, увеличение его к концу урока.

  2. Урок может иметь сюжетную линию и строиться на принципе повторности, приближаясь к эмоционально-смысловому содержанию к музыкальным формам: трех частной, форме рондо, вариационной форме.

  3. Очень важно на уроке сохранять равновесие нового и уже знакомого детям материала. Интересно и важно научить детей видеть новое в хорошо знакомом. Именно таким образом полезно вводить новые понятия, новые произведения, сопоставляя новое и старое, находя общее и разное в похожих и разных по содержанию и характеру произведениях.

  4. Исключительно важна интонационная атмосфера урока. На уроке не должно быть плохой, некачественной музыки. Даже для различных дидактических музыкальных игр, попевок и упражнений необходимо отбирать высокохудожественную музыку. Например, можно определять лад на случайно подобранном материале, а можно на фрагментах из прелюдий Баха, сонат Моцарта, пьес Прокофьева, Чайковского. Они должны быть завершены с точки зрения музыкальной формы. Это должна быть законченная фраза, предложение или период.

К понятию интонационной атмосферы урока относится также и насыщение урока музыкой одного художественного стиля (венский классицизм), одного композитора (весь урок построен на музыке Чайковского, Мусорского и других). Определенную интонационную атмосферу урока создает народная песня. Очень хорошо сочетать на уроке профессиональную музыку и музыку народную той страны, где жил композитор: например, слушая музыку Бетховена, можно обратиться к немецкой народной песне, а изучая русскую музыку, мы постоянно черпаем из двух источников: народное музыкальное творчество и музыка русских композиторов,

  1. Учитель обязан создать на уроке доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Терпеливый, деликатный педагог всегда поможет робкому и слабому, поддержит его похвалой, сумеет так дифференцировать задание, чтоб и способные дети развивались активно и не тормозились в своем развитии. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, совместного труда, общих радостей, побед и поражений - все это позволит достигнуть наилучших результатов.

Главное «оружие» педагога - похвала.

Хвалите, и вы увидите в глазах ребенка - радость.

Вокальная импровизация

тесно связана с творческим развитием детей. Любая импровизация сиюминутна, создается в процессе исполнения.

Тематически В. И. должна тесно связываться с другими материалами урока, помогать решать общие задачи. Вся работа проводиться только без сопровождения, каждый ребенок поет в удобной ему тесситуре, используя близкий ему круг интонаций. Начинать надо с сильных детей, они "проложат путь" и за ними, а не за учителем, пойдут остальные. Это очень важно.

В процессе В. И. надо стремиться к ладовой завершенности в конце. Если в импровизации готовится освоение новых понятий, то она должна быть в начале урока. Например: сочинять на специально подобранные тексты польку или вальс, а затем объяснять размер 2/4 , 3А. В процессе В. И. можно моделировать определенные особенности музыкального языка (лад, ритм, жанр, характерные интонации). Такая В. И. -в середину урока.

Когда В. И. выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определенных особенностей музыкального языка, то она проводится в конце урока, как его кульминация.

В. И. позволяет «раскрыть» даже самых слабых учеников - «гудошников».

Виды вокальной импровизации.

  1. Вопрос -ответ.

  2. Вопрос задает учитель, а потом по цепочке дети поют друг другу вопросы и ответы.

  3. Эмоционально-образная ситуация.

Можно сочинить целый «музыкальный спектакль», в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, радостную мелодию «кружась на солнечном лугу», печальную, «когда они заблудились в лесу»,

  1. Импровизация на жанр.

Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца польки. Сложнее с вальсом - здесь лучше с текстом,

  1. Импровизация на определенное настроение. Дать задание спеть веселую мелодию, грустную, задумчивую мелодию. Хорошо сочетать с импровизацией на текст соответствующего содержания.

  2. Импровизация в заданном ладу.

«Игра - переодевание»: учитель поет мелодию в мажоре, дети - свой вариант - в миноре. Сочинение мелодий на стих в определенном ладу.

  1. Импровизация в определенной форме - итог всей работы.

Этим видом следует заниматься тогда, когда дети на слух легко определяют трехчастную форму, форму рондо, вариационную форму. Сочинять легче всего в трехчастной форме. Можно, например, предложить детям сочинить марш - в I части, песню - во II части, в III части - повторить марш. На первых порах такое задание дается двум ученикам (один сочиняет марш, другой - песню).

Дети интуитивно меняют темп, лад, динамику, если хотят создать контраст в двух- или трехчастной форме.

По такому же принципу строится работа по импровизации в форме рондо. Рефрен - марш - исполняет сильный ученик, а эпизоды импровизирует два других ученика. В заключении необходимо добавить, что эта работа вызывает большой интерес и имеет большой развивающий эффект.

8. Импровизация в определенном стиле.

Когда дети освоят интонационные особенности русской музыки; вводится новый вид - импровизация в стиле русской народной песни. Здесь полезно педагогу спеть фразу, требующую продолжения, и предложить кому-то из способных детей её продолжить, затем другому и т, д.

В дальнейшем можно импровизировать мелодию в стиле определенного композитора.

Алгоритм сольфеджирования.

Один из самых сложных моментов урока. Сольфеджирование надо разложить на этапы.

    1. Анализ метроритмической структуры: размер, ритмослоги, количество фраз.

    2. Чтение нотной записи. Сравнение фраз.

    3. Интонационный анализ: определение тоники, тональности, лада, выявление знакомых интонаций.

    4. Сольфеджирование в ритме без сопровождения с поправками и повторами.

    5. Исполнение заданной мелодии с текстом.

Основой тематизма являются жанр и интонация. В каждом жанре свое сочетание выразительных средств: интонации, мелодии, темпа, метра, ритма, фактура гармонии, тембра - основных элементов музыкального языка.

Интонация - это стержень всех тем, всех уроков. Мы обращаемся к интонации на каждом уроке и в широком, и в узком понимании данного термина. Интонация «зова кукушки» (V - III ст.) - первая интонация, которую осваивает ребенок. Дальше мы говорим о чистой и фальшивой интонаций, интонации - носители эмоционального содержания: полутон - интонация стона, печали, восходящая кварта - интонация утверждения, уверенности, маршевая интонация (а вот и жанровый признак). Восходящая малая секста - интонация вопроса,

Наблюдая за развитием интонации, мы знакомимся с музыкальной формой в широком смысле слова, как с совокупностью выразительных средств в музыке, в узком смысле - как с конструкцией.

Все эти понятия сложны, поэтому детям они должны быть даны в форме игры или сказки.

Используемая литература

  1. Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» Учебное пособие, Москва, 1998 г.