МБОУ ДО «Красноуфимская РДШИ»
Игровые моменты на начальном этапе обучения на уроках
музыкального цикла
Составил преподаватель фортепиано Новоселова Ю.С.
с.Криулино 2021г
Музыка издавна признавалась важным средством в формировании личности человека. Музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах. Важно уже в самом раннем детстве дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить к сопереживанию. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе развития, исполнительства, творчества, музыкально- образовательной деятельности.
Музыкальное мышление ребенка - это осознание выразительности музыкального образа. Оно формируется в ходе приобретаемого музыкального опыта, знания о музыке.
Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки - слушание и осознание её эмоционального содержания. При этом развивается образная речь детей, они учатся сравнивать, анализировать, различают настроение музыки, элементы изобразительности. Восприятие музыки - это активный процесс, который требует от детей внимания, воли, воображения.
Долг педагогов - сделать жизнь детей более светлой и праздничной, а обучение интересным, доступным и эффективным. Решение этих задач поможет использование игровых форм в преподавании.
Игра - одно из главных средств в познании окружающего мира. Она является одним из важных методов работы с детьми. Игры на уроке могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определенные навыки и умения.
Игра естественно включает ребенка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления и процессы, активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, внимание, память, интеллект и т.д. Игра позволяет организовать и воодушевить детей в процессе занятий, ярче запечатлеть в сознании ребенка моделируемые музыкальные процессы. Играя ребенок переживает в действии воспринимаемые и изучаемые музыкальные явления, познает их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию и тому подобное.
Особенно важны различные ролевые игры, которые позволяют ребенку реализовать свою потребность в самоутверждении. Дети с удовольствием исполняют роли: «дирижера», «концертмейстера», «композитора»...
И ролевые, и дидактические игры помогают не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, творческий потенциал личности, артистичность, а главное - интерес к музыке, к процессу музицирования.
В этой работе необходимо большое внимание уделять СКАЗКЕ.
Сказка, сказочные образы и символика близки и понятны детям: ведь ребенок живет в мире сказки. Сказка тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребенка в мир музыки - музыкальной сказки. Вся музыка - это сказочное музыкальное королевство, где живут и действуют Королева Музыки - ПЕСНЯ, и два ее помощника - Гномы - ТАНЕЦ и МАРШ, придворное звание которых – жанр. Всеми звуками командует Первый Министр - РЕГИСТР, он выстраивает их по высоте. Министр РИТМ организует и объединяет звуки долгие J (ТА) - это важные взрослые, и звуки короткие (ти-ти) - это непоседливые музыкальные ребятишки.
Скоростью передвижения по музыкальному королевству командует Второй Министр - ТЕМП. Живет в Музыкальном Королевстве и капризная дочь Королевы Музыки - ИНТОНАЦИЯ. Нежная и избалованная настолько, что любое, даже небольшое, невнимание к ней ведет к капризам и фальши.
Королева Музыки борется против Великана ШУМА, который хочет уничтожить все Музыкальное Королевство, а помогают ей в этой борьбе и спасают её и всё Музыкальное Королевство - Гномы ТАНЕЦ и МАРШ.
Каждый учитель может придумать свой вариант подобной дидактической сказки. Сказка входит органично в урок в форме сюжетно-ролевой импровизации, в форме сюжетного построения урока, в форме сказочных волшебных слов, например: «крабле, крибле, буме!!!», в виде волшебной музыкальной указки, в форме ноты, и т.д.
Сам урок музыки, его структура во многом определяются психологическими особенностями детей, такими как моторная активность, способность и потребность в новых впечатлениях, интеллектуальная активность, интерес к познанию, целостность процесса познания.
Требуется также учитывать и определенные психологические сложности данного возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, излишняя моторная активность, и в то же время моторная зажатость, недостаточная вокально-слуховая координация, а часто и нарушение двигательной координации, склонность к непосредственному сопереживанию, стремление к самовыражению в любых самых разнообразных формах.
К особенностям драматургии урока на начальном этапе обучения можно отнести довольно широкий спектр задач:
Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности,
Частое переключение внимания детей с одного задания на другое.
Это необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей,
Быстрая смена заданий.
Любая работа должна длиться от 1-2 до 6-7 минут, не более.
Чередование трудных, требующих большого напряжения, и легких задач.
Обязательное включение заданий, связанных с движением не менее трех раз в течении урока.
Органичное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке.
Дети должны весь урок быть заняты музицированием.
Сохранение эмоционального тонуса урока и даже, желательно, увеличение его к концу урока.
Урок может иметь сюжетную линию и строиться на принципе повторности, приближаясь к эмоционально-смысловому содержанию к музыкальным формам: трех частной, форме рондо, вариационной форме.
Очень важно на уроке сохранять равновесие нового и уже знакомого детям материала. Интересно и важно научить детей видеть новое в хорошо знакомом. Именно таким образом полезно вводить новые понятия, новые произведения, сопоставляя новое и старое, находя общее и разное в похожих и разных по содержанию и характеру произведениях.
Исключительно важна интонационная атмосфера урока. На уроке не должно быть плохой, некачественной музыки. Даже для различных дидактических музыкальных игр, попевок и упражнений необходимо отбирать высокохудожественную музыку. Например, можно определять лад на случайно подобранном материале, а можно на фрагментах из прелюдий Баха, сонат Моцарта, пьес Прокофьева, Чайковского. Они должны быть завершены с точки зрения музыкальной формы. Это должна быть законченная фраза, предложение или период.
К понятию интонационной атмосферы урока относится также и насыщение урока музыкой одного художественного стиля (венский классицизм), одного композитора (весь урок построен на музыке Чайковского, Мусорского и других). Определенную интонационную атмосферу урока создает народная песня. Очень хорошо сочетать на уроке профессиональную музыку и музыку народную той страны, где жил композитор: например, слушая музыку Бетховена, можно обратиться к немецкой народной песне, а изучая русскую музыку, мы постоянно черпаем из двух источников: народное музыкальное творчество и музыка русских композиторов,
Учитель обязан создать на уроке доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Терпеливый, деликатный педагог всегда поможет робкому и слабому, поддержит его похвалой, сумеет так дифференцировать задание, чтоб и способные дети развивались активно и не тормозились в своем развитии. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, совместного труда, общих радостей, побед и поражений - все это позволит достигнуть наилучших результатов.
Главное «оружие» педагога - похвала.
Хвалите, и вы увидите в глазах ребенка - радость.
Вокальная импровизация
тесно связана с творческим развитием детей. Любая импровизация сиюминутна, создается в процессе исполнения.
Тематически В. И. должна тесно связываться с другими материалами урока, помогать решать общие задачи. Вся работа проводиться только без сопровождения, каждый ребенок поет в удобной ему тесситуре, используя близкий ему круг интонаций. Начинать надо с сильных детей, они "проложат путь" и за ними, а не за учителем, пойдут остальные. Это очень важно.
В процессе В. И. надо стремиться к ладовой завершенности в конце. Если в импровизации готовится освоение новых понятий, то она должна быть в начале урока. Например: сочинять на специально подобранные тексты польку или вальс, а затем объяснять размер 2/4 , 3А. В процессе В. И. можно моделировать определенные особенности музыкального языка (лад, ритм, жанр, характерные интонации). Такая В. И. -в середину урока.
Когда В. И. выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определенных особенностей музыкального языка, то она проводится в конце урока, как его кульминация.
В. И. позволяет «раскрыть» даже самых слабых учеников - «гудошников».
Виды вокальной импровизации.
Вопрос -ответ.
Вопрос задает учитель, а потом по цепочке дети поют друг другу вопросы и ответы.
Эмоционально-образная ситуация.
Можно сочинить целый «музыкальный спектакль», в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, радостную мелодию «кружась на солнечном лугу», печальную, «когда они заблудились в лесу»,
Импровизация на жанр.
Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца польки. Сложнее с вальсом - здесь лучше с текстом,
Импровизация на определенное настроение. Дать задание спеть веселую мелодию, грустную, задумчивую мелодию. Хорошо сочетать с импровизацией на текст соответствующего содержания.
Импровизация в заданном ладу.
«Игра - переодевание»: учитель поет мелодию в мажоре, дети - свой вариант - в миноре. Сочинение мелодий на стих в определенном ладу.
Импровизация в определенной форме - итог всей работы.
Этим видом следует заниматься тогда, когда дети на слух легко определяют трехчастную форму, форму рондо, вариационную форму. Сочинять легче всего в трехчастной форме. Можно, например, предложить детям сочинить марш - в I части, песню - во II части, в III части - повторить марш. На первых порах такое задание дается двум ученикам (один сочиняет марш, другой - песню).
Дети интуитивно меняют темп, лад, динамику, если хотят создать контраст в двух- или трехчастной форме.
По такому же принципу строится работа по импровизации в форме рондо. Рефрен - марш - исполняет сильный ученик, а эпизоды импровизирует два других ученика. В заключении необходимо добавить, что эта работа вызывает большой интерес и имеет большой развивающий эффект.
8. Импровизация в определенном стиле.
Когда дети освоят интонационные особенности русской музыки; вводится новый вид - импровизация в стиле русской народной песни. Здесь полезно педагогу спеть фразу, требующую продолжения, и предложить кому-то из способных детей её продолжить, затем другому и т, д.
В дальнейшем можно импровизировать мелодию в стиле определенного композитора.
Алгоритм сольфеджирования.
Один из самых сложных моментов урока. Сольфеджирование надо разложить на этапы.
Анализ метроритмической структуры: размер, ритмослоги, количество фраз.
Чтение нотной записи. Сравнение фраз.
Интонационный анализ: определение тоники, тональности, лада, выявление знакомых интонаций.
Сольфеджирование в ритме без сопровождения с поправками и повторами.
Исполнение заданной мелодии с текстом.
Основой тематизма являются жанр и интонация. В каждом жанре свое сочетание выразительных средств: интонации, мелодии, темпа, метра, ритма, фактура гармонии, тембра - основных элементов музыкального языка.
Интонация - это стержень всех тем, всех уроков. Мы обращаемся к интонации на каждом уроке и в широком, и в узком понимании данного термина. Интонация «зова кукушки» (V - III ст.) - первая интонация, которую осваивает ребенок. Дальше мы говорим о чистой и фальшивой интонаций, интонации - носители эмоционального содержания: полутон - интонация стона, печали, восходящая кварта - интонация утверждения, уверенности, маршевая интонация (а вот и жанровый признак). Восходящая малая секста - интонация вопроса,
Наблюдая за развитием интонации, мы знакомимся с музыкальной формой в широком смысле слова, как с совокупностью выразительных средств в музыке, в узком смысле - как с конструкцией.
Все эти понятия сложны, поэтому детям они должны быть даны в форме игры или сказки.
Используемая литература
Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» Учебное пособие, Москва, 1998 г.