СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у детей с ОВЗ в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собраны игровые приемы для проведения артикуляционной моторики  для детей дошкольников с красочной иллюстрацией.

Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у детей с ОВЗ в ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Солнышко» с. Альменева  Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у детей С ОВЗ в ДОУ Учитель-логопед Мухамадеева Гадиля Гафиулловна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Солнышко» с. Альменева Игровые приемы для развития артикуляционной моторики у детей С ОВЗ в ДОУ

Учитель-логопед

Мухамадеева Гадиля Гафиулловна

Нарушения звукопроизношения у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР) сталкиваешься с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к проблемам в усвоении письма и чтения (дисграфия , дислексия). В последние годы возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдаются тяжелые нарушения речи (нарушение языковых и речевых функций). Основной целью работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи является полноценное овладение языковыми средствами общения и коррекция звукопроизношения. Правильное произношение всех звуков русского языка обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

Четкая артикуляция обеспечивается сильными, упругими и подвижными органами речи – языком, губами, нёбом. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц (жевательных, глотательных, мимических), которые иннервируют язык, губы, щеки, мягкое нёбо, челюсть, голосовые связки. В ряде случаев, у детей не вырабатываются определенные движения органами речи, что приводит к несформированности артикуляционных укладов и к нарушению звукопроизношения.

Причины могут быть самыми разнообразными, например:

  • органические дефекты артикуляционного аппарата – прогнатия, прогения, укороченная уздечка языка, дефектное строение твердого нёба, неправильно сформированный зубной ряд и т.д.;
  • нарушение фонематического слуха;
  • несформированность кинестетических ощущений положения и движения органов артикуляционного аппарата;
  • нарушение мышечного тонуса языка, губ, щек и мягкого нёба.

Повышенный тонус, либо пониженный тонус мышц артикуляционного аппарата имеет стойкий характер и влечет за собой особые, специфические трудности при постановке звуков и их автоматизации в самостоятельной речи ребенка. Причиной нарушения мышечного тонуса органов артикуляции является повреждение определенных структур головного мозга (ядра черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге; мозжечок, экстрапирамидные пути головного мозга и т.д.), что свидетельствует о сложности устранения нарушения звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика проводится:

- в детском саду специалистами во время групповых и индивидуальных занятий;

- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

- с родителями дома.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Сказки «Мы сегодня с Язычком  В гости к Сказке попадём!  Сказка, нас впускай скорей!  С Язычком стучимся в дверь...»  Веселая прогулка (Е. М. Косинова), Веселый язычок (В.Н. Чернякова), Зоопарк (Е.М. Косинова), Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке (М.В. Рогожникова), Артикуляционные сказки (Т.В. Мецлер), Сказка о Веселом Язычке (Т.В. Мецлер), Приключения язычка (Е.М. Косинова), Как Язычок лепил снеговика (Н.В. Рыжова)……

Сказки

«Мы сегодня с Язычком В гости к Сказке попадём! Сказка, нас впускай скорей! С Язычком стучимся в дверь...»

Веселая прогулка (Е. М. Косинова), Веселый язычок (В.Н. Чернякова), Зоопарк (Е.М. Косинова), Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке (М.В. Рогожникова), Артикуляционные сказки (Т.В. Мецлер), Сказка о Веселом Язычке (Т.В. Мецлер), Приключения язычка (Е.М. Косинова), Как Язычок лепил снеговика (Н.В. Рыжова)……

Стихах и картинках

Стихах и картинках

Считалки

Считалки

Артикуляционные кубики

Артикуляционные кубики

Дорожки- бродилки

Дорожки- бродилки

Звуковая гусеница К нам пришла Сороконожка! Сорок необутых ног  Дружно встали на порог.  Подберём Сороконожке  Обувь на малютки-ножки.  Чтобы летом и зимой  Не была она босой!

Звуковая гусеница

К нам пришла Сороконожка!

Сорок необутых ног Дружно встали на порог. Подберём Сороконожке Обувь на малютки-ножки. Чтобы летом и зимой Не была она босой!

Артикуляционные часы

Артикуляционные часы

Тигр и Хрюня Губка Боб

Тигр и Хрюня

Губка Боб

СОРОКА и СЛОН

СОРОКА и СЛОН"

ЖЖИРАФНАЯ ЗАРЯДКА

 Инновационные технологии  Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения. Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь. Исследования отечественных физиологов  (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев)  подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой также преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов.

Инновационные технологии

Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения. Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь. Исследования отечественных физиологов  (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев)  подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой также преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов.

Презентации

Презентации

Артикуляционная гимнастика - это вкусно!

Артикуляционная гимнастика - это вкусно!

Компьютерные технологии Мерсибо — это первый отечественный образовательный проект высокого качества, который объединяет интересы специалистов и родителей. Логомер - универсальный набор из 90 интерактивных игр и дидактических материалов для логопедического кабинета.

Компьютерные технологии

Мерсибо — это первый отечественный образовательный проект высокого качества, который объединяет интересы специалистов и родителей.

Логомер - универсальный набор из 90 интерактивных игр и дидактических материалов для логопедического кабинета.

 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают детям. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка. Достаточно лишь немного фантазии и желания — тогда дети будут с удовольствием выполнять даже уже хорошо знакомые упражнения и не будут скучать и лениться. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают детям. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка. Достаточно лишь немного фантазии и желания — тогда дети будут с удовольствием выполнять даже уже хорошо знакомые упражнения и не будут скучать и лениться. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.