Игровые приемы как средство развития познавательного интереса младших школьников в урочной деятельности
В современной школе возникает огромная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся игровые приемы.
Главная задача любого педагога - сделать процесс обучения более доступным для учащихся. Желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. В игре ребенок делает открытия, которые давно известны взрослому. В игру школьники включаются с увлечением, что обеспечивает максимальное эмоциональное переживание событий. Игровой процесс приучает к коллективным действиям, принятию самостоятельных решений, развивает воображение и интуицию[3, c.15].
Если не пользоваться игровыми приемами на уроках, то продуктивность детей может снизиться, интерес к открытию новых знаний быстро угаснет. Они должны не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. Обычно данные приемы воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Использование свойственных ей элементов тайны, поиска, неожиданности, соревнования стимулирует умственную активность, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, развивает самостоятельность.
По моему мнению, игровые приемы способствуют совместному развитию сюжетного игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленных на обучение детей. Так же они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательными не только работу учащихся, но и шаги по изучению основных предметов начальной школы. В процессе игры восприятие в сознании ребенка протекает более точно и быстро. Игра делает красочной монотонную деятельность по повторению, закреплению, усвоению и запоминанию материала, а эмоциональность активизирует все психические процессы ребенка, развивает творческие способности. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемая учащимися информация проходит через некую практику, вносит интерес в учебный процесс[3,c.15].
Для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но надо, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет- это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» ученика в связи с тем или иным побуждающим его мотивом, так считает Землянухина Т.[5,c.60].
Развитие интереса предусматривает изменение основных его характеристик: изменение цели (интерес к самому процессу деятельности или к ее результатов), таких показателей, как устойчивость (длительность и хранения), ширина (разносторонность), глубина, динамичность, действенность, а также содержательной стороны (направленность) (Е. В. Коротаева, Л. Н. Маневцова, А. М. Матюшкин, Н. Н. Поддьяков, В. А. Филиппова, Г.И. Щукина)[10,c.216].
Работа с детьми требует от учителя творческого выбора доминирующих методов реализации содержания (рассказ, беседа, поисковая работа) и вспомогательных, регулирующих участие детей в познании. К ним относятся: ситуация успеха, опора на жизненный опыт, дидактическая игра,
другие средства интереса (наглядность, игрушки, сюрпризы).
Методика формирования познавательного интереса можно представить следующим образом:
1. Эмоциональный компонент.
Задача: вызвать положительную эмоциональную реакцию на познавательные ситуации; формировать желание выполнять задания; учить сотрудничать со сверстниками.
Средства воздействия на процесс формирования познавательного интереса: дидактические игры, ситуации интерес, успеха, апперцепции (обращение к жизненному опыту детей), показ, объяснение, вопрос-доказательство, проблемные вопросы, игры-головоломки, группа практических методов.
Умения, характеризующие уровень сформированности познавательного интереса: быстрая реакция на познавательную ситуацию (появление нового материала, словесное приглашение взрослого взяться за интересное дело), своевременное начало поисковых действий, проявление удовольствия, интереса к предметам[6, c.4].
2. Интеллектуальный компонент.
Задача: активизировать мышление, память, воображение детей; учить концентрировать внимание; учить анализировать ситуацию; развивать интеллектуальное направление действий; учить словесно обозначать собственные действия.
Средства воздействия на процесс формирования познавательного интереса: дидактические, развивающие игры, наблюдения, опыты, упражнения, проблемные вопросы, игры-кроссворды, диалог, ситуации познавательных затруднений, показ, объяснение, ситуации-неожиданности, сюрпризные моменты.
Умения, характеризующие уровень сформированности познавательного интереса: понимание и принятие задач, ориентация на результат деятельности, восприимчивость к новым знаниям, стремление к успеху, осуществление самоконтроля; своевременное начало поисковых действий, объяснение способа их выполнения[3,c.15].
3. Волевой компонент.
Задача: развивать самостоятельность; развивать инициативность; развивать настойчивость, способность преодолевать трудности.
Средства воздействия на процесс формирования познавательного интереса: пиктограммы, рисунки-ситуации, сюжетно-ролевые игры, упражнения, познавательные задачи, ситуации успеха, интерес. Умения, характеризующие уровень сформированности познавательного интереса: высокая работоспособность, четко выражены волевые качества, принятие сложных задач, доведение начатого дела до конца[9,c.4].
Систему задач индивидуального характера для развития у младших школьников познавательных интересов на уроках математики следует строить на сочетании методов прямого обучения (словесных, наглядных, практических) и игровых.
Эти задачи могут быть следующими: задачи общего характера «Соедини точки»; задания на развитие эмоционального компонента «кто любит математику?»; игровое упражнение «Воспроизведи узор по образцу»; игра-соревнование «Веселый Счет»; игровое упражнение «Задай вопрос числу», «Заполни таблицу»; занятия типа «Сравнение величин»[8].
Таким образом, процесс формирования у детей познавательного интереса требует знаний учителя о индивидуальных проявлениях, наклоны и возможности воспитанников, творческого подхода к стимулированию их деятельности. Развитие познавательных интересов детей в обучении может осуществляться через два основных канала, с одной стороны, содержание образовательных тем содержит эту возможность, а с другой - через определенную организацию познавательной деятельности учащихся.
Список литературы
Аншукова Е. Занятия познавательного характера с младшими школьниками // Начальная школа плюс до и после.- 2013. - №5.- С. 28-33
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-учительного процесса. Методические основы / [Текст] Бабанский Ю. К.- М .: Педагогика, 2015. - 193 с.
Даниленко Н. Развитие познавательной активности у детей // Управление школой.- 2015. - №22-24.- С. 15-16
Евдокимова А.С. Технология проектирования в начальной школе / Е.С.Евдокимова - М: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.
Землянухина Т. Познавательная и коммуникативная активность школьника // Начальная школа.- 2012. - №6.- С. 50-53
Ладывир С. Познавательное развитие: поиск эффективных путей // Начальная школа.- 2012. - №10.- С. 4-6
Лохвицкая Л. Формирование познавательных интересов в учебно-игровой среде // Начальная школа.- 2009. - №10.- С. 8-10
Пелевина Н.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования // Начальная школа, 2014
Шевчук Л. От любопытства к интересу // Начальное образование.- 2016. - №20.- с. 2-4
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / [Текст] Щукина Г. И. - М .: Педагогика, 2012. - 216 с.