Игровые приемы в обучении английскому языку
Общеизвестно, что в процессе игровой деятельности происходит формирование, развитие и социализация личности. Д. Б. Эльконин и другие исследователи в области психологии справедливо утверждают, что процесс игры характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет участников для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи. В связи с этим актуальность использования игровых технологий в учебном процессе совершенно очевидна. Понятие «игровые педагогические технологии» в современной методике преподавания включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Эта группа методов и приёмов обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения, которая характеризуются учебно-познавательной направленностью, и способствует достижению педагогического результата.
В современной методике существует несколько классификаций педагогических игр.
Самыми известными из них являются следующие:
1) по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные;
2) по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;
3) по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации;
4) по игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.
По определению исследователя Г. К. Селевко, педагогические игровые технологии имеют различную целевую направленность.
1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
2.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
3.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
4.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, социализация, психотерапия.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит, как правило, по следующей схеме:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства.
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Как учитель-предметник, рассматриваю использование игровых технологий на уроках неотъемлемой частью своей работы. Считаю, что именно игровые элементы, грамотно включённые в учебный процесс, способны помочь в реализации главной цели обучения иностранному языку в совокупности её составляющих – формированию коммуникативной компетенции учащихся. При этом для успешной реализации главной цели обучения я ориентируюсь на выполнение более узких, но не менее важных задач:
1)создание «ситуации успеха» для каждого участника игры;
2) повышение мотивации изучения предмета;
3) обеспечение личностного роста каждого участника;
4)совершенствование умений активного и доброжелательного взаимодействия друг с другом;
5) активизация психической, познавательной и творческой сфер личности средствами иностранного языка;
6)формирование и совершенствование основных аспектов иноязычной речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, говорения.
В процессе включения игровых элементов в учебную деятельность полагаю целесообразным руководствоваться такими методическими принципами:
1)соответствие задачам урока;
2)обучение «в зоне ближайшего развития»;
3)соответствие возрастным особенностям учащихся;
4) сочетаемость с другими видами деятельности на уроке;
5)целесообразность затраченного времени;
6)вариативность.
В своей работе стараюсь использовать игровые приёмы разнопланово.
1.На разных типах уроков:
уроках формирования лексических и грамматических навыков,
уроках активизации лексико-грамматического материала,
уроках аудирования,
уроках домашнего чтения,
комбинированных уроках,
повторительно-обобщающих уроках,
уроках-зачётах,
уроках страноведения,
уроках развития творческих способностей учащихся,
уроках-дискуссиях/диспутах/дебатах/конференциях.
2.Как самостоятельную единицу учебного процесса, т.е. урок-игра.
3.На разных этапах урока:
вводно-мотивационном,
повторения,
проверки домашнего задания,
введения нового материала,
закрепления,
рефлексии.
4.В процессе внеурочной деятельности:
Включаемые в урок игры можно рассматривать с точки зрения разных классификаций: и по характеру педагогического процесса, и по виду деятельности, и по характеру игровой методики, и по виду игровой среды, и по компонентностному аспекту (лексические, грамматические, фонетические, орфографические, страноведческие). Однако, удобнее систематизировать игровые приёмы, применяемые в учебной деятельности по характеру поставленной задачи (например, PUZZLE TIME – решить/составить кроссворд, чайнворд, найти слова и т.д.; QUESTION TIME – ответить на вопросы и т.п.).
Применение элементов игры в процессе обучения иностранному языку расширяет кругозор учащихся, делают занятие интереснее, повышают мотивацию к изучению языка.