МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Луганской народной республики
Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования»
Отдел методики преподавания учебных дисциплин |
Игровые ситуации и методика их применения
на уроках технологии
РЕФЕРАТ
Мороз Юлии Сергеевны,
слушателя курсов повышения
квалификации учителей технологии,
учителя ГБОУ ЛНР "Кировская СОШ № 3"
Луганск
2
019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА I.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………. 5
. Сущность игровой деятельности на уроках технологии……………………5
1.2. Формирование универсальных учебных действий средствами игровых форм на уроках технологий ……………………………………………………….8
ГЛАВА I I.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…….....11
2.1. Игра на уроках технологии…………………………………………………....11
2.2. Методика формирование предметных компетенций
на уроках технологии ………………………………………………………….......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что на уроках технологии, необходимо осуществлять кардинальный подход от информационно-объяснительного подхода в обучении к деятельностному, направленному на формирование умения учиться.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Поэтому активизация познавательного интереса учащихся должна начинаться с умелого использования приемов и методов, различных средств, обеспечивающих высокую активность учащихся в учебном процессе, глубокое и полное усвоение учащимися материала, рассматриваемого на уроке. Есть учителя, который, идя на урок, каждый раз не задумывался бы о том, как построить свою работу так, чтобы традиционный учебный материал не прошел мимо сознания учеников, а оставил в каждом из них еще одну частичку знаний по той бездонной казны, которую приберегла для нас природа.
Поэтому основная задача современного учителя – выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игровая ситуация создает возможность школьнику осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психического здоровья. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Целью работы является анализ использования игровых ситуаций и методика их применения на уроках технологии.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть использование игры в качестве метода обучения;
- рассмотреть классификацию игровых технологий;
- проанализировать процесс использования игровых ситуаций на уроках технологии;
- обосновать возможности практического применения игровых технологий.
Для изучения данной темы мной были использованы работы Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Шивалина В.И. и Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Сущность игровой деятельности на уроках технологии
Игра издавна используется для воспитания и обучения. Народная педагогика применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первом плане задачи трудового, умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – эстетического, художественного.
Вообще игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями учащихся. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности [3, с.36].
О целесообразности использования игр в обучении труду, технологии существует различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания технологического образования и того, что учение – это дело серьезное, некоторые считают, что в обучении нет места игре. Но более обоснованным является другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач, поскольку задачи обучения технологии значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Необходимо подготовить детей к трудовой жизни. Фактически лишь в игре обучающиеся получают возможность трансформации окружающего мира, его технологий в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра является источником духовного удовлетворения для ученика, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социально-экономической и трудовой жизни в дальнейшем.
Среди многообразия игр на уроках технологии можно использовать: сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы. Надо отметить, что эта классификация весьма условна, так как в каждом виде игры есть трудовые элементы, но задачи у всех них различны. [1, с.7-9]
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений детьми воспроизводятся социальные объекты. Психологи отмечают, что детская ролевая игра на уроках технологии является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального этно-эстетического сознания ребенка. Также можно выделить такой вид игр, как игра-драматизация. Такие игры представляют собой исполнения с обучающимися какого-либо сюжета. Они не отражают обобщенно действия изображаемого персонажа, а воспроизводят типичные для них операции без непосредственного имитирования. Эти игры рассматривают как одну из возможных форм перехода к практической, проектной деятельности.
Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием. Разновидностью игры-труда являются строительные, сюжетные игры, в которых закрепляются знания о технологии окружающего мира, где школьники усваивают самые общие действия и процессы труда.
Подвижная игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В подвижных играх, прежде всего, решаются задачи физического, трудового воспитания обучающихся. В тоже время это и хорошее средство для развития познавательных сил, прежде всего умственных процессов и нравственно-волевых качеств, совокупность которых обозначают как свойство общности. Это свойство включает способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, в соответствии с правилами, подчиняться требованиям детского коллектива [5, с.29].
В учебном процессе уроков технологии чаще всего используются дидактические игры, как средство воспитания умственной, технологической активности детей. Она вызывает познавательный интерес к процессу познания и помогает усвоить различные технологии.
В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, владений технологических умений, навыков.
В структуре игры выделены насколько элементов.
1. Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре, например, «Фирма», «Ателье».
2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре.
3.Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных обучающемуся в практическом плане; роли выполняются ими при помощи игровых действий: «швея» снимает мерки с «заказчика».
4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Для начального этапа свойственно соблюдение правила в игре.
5. Игровой материал и игровое пространство – наглядный материал, раздаточный материал и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.
6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли [9, с.50-52].
Условия эффективности игры:
доступность игры;
распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможности выразить себя, проявить свои интересы и способности;
глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументированно строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и не разрушая игру неумелой корректировкой;
соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.
Из сказанного вытекает, что игровая деятельность может активно включаться в учебный процесс. Она содействует разностороннему развитию детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми.
1.2. Формирование универсальных учебный действий средствами игровых форм на уроках технологий
В условиях модернизации современного образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Владение коммуникативными компетенциями делает возможным реализацию собственных талантов и способностей, саморазвитие и самосовершенствование личности.
Коммуникативно-ориентированное обучение на уроках технологии означает формирование у школьников коммуникативной компетенции, разговорной, практической и мыслительной, когда ученик готов использовать технологию как орудие труда.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
обсуждения, дискуссии, диспуты;
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в спорных и конфликтных ситуациях;
выступление при защите учебных проектно-исследовательских работ, подготовленных товарищами в качестве оппонентов;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.п.;
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
доклады, сообщения, рефераты;
письменные опросы
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками [7].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что совместное формирование коммуникативной компетенции может быть более успешным и использоваться в интеграции с педагогами других предметов.
Примеры интеграции образовательных областей могут быть следующими.
Взаимосвязи между предметными областями:
технология – математика, история, география;
технология – физика, биология, химия;
технология – ИЗО, МХК, музыка;
технология – физическая культура.
При этом формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД):
1. Личностные УУД
2. Познавательные УУД
3. Коммуникативные УУД
4. Регулятивные УУД:
Для формирования личностных УУД на уроке и внеклассных мероприятиях по предмету технологии – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования познавательных УУД на урок-игре по технологии – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Для формирования коммуникативных УУД - урок-беседа по технологии – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования регулятивных УУД на уроках технологии с использованием самостоятельной или практической работы – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
участие в проектах;
творческие задания;
дневники достижений.
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Игра на уроках технологии
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
В трудовом обучении и организации общественно полезного, производительного труда учащихся следует шире использовать привлекательные для них игровые формы. Учителя в состоянии сами, но еще лучше с привлечением школьников, разрабатывать игровые сюжеты, условия. Надо только проявить больше выдумки и творчества. [2].
Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д. Так, например, на уроке по конструированию фартука при проверке знаний и умений можно провести дидактическую игру.
Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить учащимся стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности. [4].
Можно использовать игру под названием «Пазлы». Принцип игры хорошо знаком детям: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу можно построить проверку знания учащимися чертежа швейного изделия.
Чертеж фартука нужно разрезать на части, перемешать и попросить учеников собрать. Естественно никакого образца у них перед глазами нет и, если ребенок не знает, как выглядит чертеж, справиться с таким заданием ему будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным. Ученики, не подозревая, что это проверка их знаний, с удовольствием играют в «Пазлы».
Особенностью проверки знаний при помощи игры в пазлы является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.
Важной особенностью игр с картами и карточками является то, что, используя присущий им игровой принцип, можно широко разнообразить их тематику, при этом, естественно, учитывая возраст и уровень знаний учащихся. Взять хотя бы лото. Оно может быть использовано при изучении многих тем и разделов курса.
Лото – это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют учащиеся 5 – 7 классов, причем игру можно проводить как индивидуально, так и побригадно. Однако для более полного выявления знаний школьников лучше каждому ребенку выдавать отдельную карту.
2.2. Методика формирование предметных компетенций на уроках
Предметные компетенции - специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
При планировании целей к урокам, например, технологии необходимо учитывать:
1. Цели урока относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): создать условия для получения технологических знаний, умений и навыков; обеспечить развитие логического мышления и т.д.
2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): содействовать вооружению учащихся технологическими практическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; создать условия для формирования умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные и т.д.
3. Совместные цели для педагога и учащихся: создать условия для укрепления взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных технологических знаний; создать возможность использовать приобретенные технологические знания в практической деятельности; содействовать развитию логического мышления и творческих способностей и т.д. [6].
Использование методики формирование предметных компетенций на уроках технологии позволит наполнить технологическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи технологические термины; учиться применять технологические знания и умения в реальных ситуациях.
Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и добивается понимания школьниками предмета изучения.
Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ребёнок хочет и готов учиться, а педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Таким образом, в данной главе было рассмотрены возможности формирования предметных компетенций на уроках технологии. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровые методы относятся к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели..
В процессе данной работы было рассмотрено следующие: сущность игровой деятельности на уроках технологии, формирование универсальных учебных действий, разработка занятий с использованием игровых средств (форм) и т.д.Таким образом, цель реферата, которая заключалась в выявлении возможностей использования игровых средств на уроках технологии и разработки соответствующего методического обеспечения достигнуты.
В современной школе игровая деятельность на уроках технологии используется в качестве элементов урока или его части. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Изложенные выше выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее освещение проблемы использования игровых технологий на различных этапах урока, это довольно широкая тема, поэтому данная проблема может быть развита в следующих направлениях: анализ использования игр как фактора интенсификации учебного процесса, выявление значения игры для становления нравственного поведения детей.
ЛИТЕРАТУРА
Еременко М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников / М.И.Еременко: 2-е изд., дополненное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 112 с.
Иванова Е.В. Обучающая игра «Волшебный цветок» // Школа и производство.-2003. - №4, с.46
Макаренко А. С. Книга для родителей — «ИТРК», 2014 – 336 с.
Макарова А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний// Школа и производство. - 2002. - №3, с.37-40
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д.: Издательский центр "МарТ", 2004. - 336 с.
Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры: Учебник. 10-11 кл. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 176 с.
Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся. [Электронный ресурс] - Л.Р. Шайхетдинова // ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» . - Режим доступа:festival.1september/articles/522077.
Шивалин В.И. Развивающие игры и состязания на уроках тенологии. // Школа и производство. - 2000. - №5, с.60
Яркова И.В. Учебные игры в изучении технологии// Школа и производство.-2001- №5, с.50-52
[Электронныйресурс] https://nsportal.ru/
1