Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии.»
Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Цели игры:
- Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности;
- Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
- Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Цели игры:
- Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
- Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
- В игре проявляется вся личность.
- Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Игра подразделяется по игровой методике следующим образом:
- Предметная.
- Сюжетная.
- Ролевая.
- Деловая.
- Имитационная.
Ролевая игра
- Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации
Цель метода проигрывания ролей состоит в том, чтобы создать правдивую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить роли других участников игры. С психологической точки зрения , содержанием ролевой игры является отношения между людьми – «человек – человек»
Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с ней и помогает обучающемуся :
* Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях.
*Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению.
*Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
Организация учебного процесса на основе ролевой игры
- I этап - сценарий ролевой игры;
- II этап - проведение игры как таковой;
- III этап - подведение итогов игры.
Так как готовые методические разработки ролевых игр мало доступны, педагоги вынуждены сами разрабатывать сценарии ролевых игр и планы использования их на занятии. Поэтому необходимо учитывать ряд практических рекомендаций.
Основные факторы:
- конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте;
- степень зрелости воспитанников и их готовность к подобной деятельности;
- временные ресурсы;
- уровень компетентности педагога и его опыт использования интерактивных методов обучения.
Характеристики ролевой игры
- Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему;
- Наличие ролей.
- Различие целей участников игры, исполняющих разные роли.
- Взаимодействие ролей.
- Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
Такой моделью может быть фабрика, музей, отдельное подразделение с достаточно подробным описанием специфики, имеющихся ресурсов.
Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.
Деловые игры
Это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения.
Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.
Виды деловых игр
В зависимости от целевой направленности могут быть:
- производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
- производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
Виды деловых игр
- исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
- квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия;
- дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Характеристики деловой игры
- Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений.
- Распределение ролей между участниками игры.
- Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
- Коллективная выработка решений участниками игры.
- Реализация цепочки решений в игровом процессе.
- Многоальтернативность решений.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения.