Игровые технологии
Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.
Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Игра позволяет организовать деятельность детей на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.
Учебные (дидактические игры) вносят в обучение конструктивное изменение, новый смысл. А природа игры – это её реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, активность, импровизация, воображение, эмоциональность,
В игровой технологии выделяются следующие компоненты:
мотивационный (мотивы, интересы и потребности, учащихся в игре);
ориентационно-целевой (ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, которые становятся регуляторами игрового поведения учащихся);
содержательно-операционный (овладение учащимися содержанием учебного материала, способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности);
ценностно-волевой (целенаправленность познавательной активности; внимание, эмоциональные переживания);
оценочный (сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры с целью оценки их достижимости, рефлексия собственной деятельности).
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.
Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры:
Компонент игровой технологии | Структурные элементы игры |
Мотивационный | установочный момент, игровая ситуация |
Ориентационно-целевой | задачи игры |
Содержательно-операционный | правила игры, игровое действие |
Ценностно-волевой | игровое состояние |
Оценочный | результат игры |
Игровые технологии примечательны тем, что дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Основные принципы и функции реализации игровой технологии
На практике игра как технология проведения урока заняла прочное место, что позволило выработать определенные принципы ее проведения:
- игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий;
- при выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей;
- обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации;
- необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя;
- мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и прочие.
В игры полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Функции игры (В.В.Петрусинский):
- обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
- развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
- коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов;
- релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
- психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации;
- развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
-воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры школьники в значительной степени самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Методическое обеспечение дидактической игры
При организации дидактических игр педагогу необходимо продумывать следующие методические вопросы:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области предмета школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели будут реализованы при проведении игры?
2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного количества играющих.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить учеников с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, интересной? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, результат усвоения знаний; оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению правил игры и др.).
10. Система оценивания в игре выполняет функции контроля и самоконтроля. Выбирая систему оценивания, необходимо ответить на следующие вопросы: что оценивать? кто и как это будет делать? в каких единицах оценивать?
Функции оценивания могут выполнять преподаватель (он представляет оценку деятельности групп и игроков, как по формализированным критериям, так и в свободной форме), а также сами игроки.