Роль игровой деятельности в обучении английскому языку
учитель англ.яз.: Зуева В.В.
На сегодняшний день, когда много внимания уделяется преподаванию иностранных языков в школе, многие учителя задаются вопросом о том, как мотивировать учеников и сохранять их интерес к изучению языка.
Игра является ведущей формой деятельности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Использование игры в учебном процессе всё прочнее входит в практику преподавания современного учителя. Такой интерес к игровым методам обучения весьма обоснован, на что указывает ряд причин.
Во-первых, в условиях современного мира учителю необходимы методы, которые способствуют оптимизации учебного процесса, что указывает на необходимость поиска средства для создания интереса учащихся к предмету, а также активизации их познавательной деятельности. В качестве такого средства выступают игры. Здесь важно отметить, что игры должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Во-вторых, для учителя иностранного языка, главным вопросом является обучение устной речи (общению на иностранном языке). Изучая иностранный язык, учащийся должен осознавать, что это не просто школьный предмет, а средство коммуникации, подобное его родному языку, которым он пользуется с рождения. Игры в таком случае создают необходимую мотивацию общения, которая является отправной точкой в обучении иностранному языку, а также помогает учащимся осознать практическую значимость изучаемого языка.
Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра — это всегда эмоции. А где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
По цели использования игры могут быть:
занимательные (проводятся для снятия усталости);
учебные (проводятся с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки).
Е.И. Пассов выделяет следующие цели использования игры в ходе учебного процесса: формирование навыков; развитие речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; запоминание речевого материала.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
• Создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;
• Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
• Тренировку обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся.
Можно использовать различные наглядные пособия, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные или групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.
Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры, как «Внимателен ли ты?», «Игра в мяч», «Найди предмет», «Угадай название», «Рассказ по рисунку», «Кто больше?», «Картинка» и т. д.
Учащиеся 5–6 классов предпочитают игры-соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, победить соперника. Дух соперничества, желание самоутвердиться — прекрасные мотивы для изучения языков.
Старшеклассники с удовольствием участвуют в дискуссиях на предложенные темы, высказывают свои мнения по просмотренным кинофильмам и спектаклям, составляют и решают кроссворды. В этом возрасте у учащихся возникает потребность к общению, к тесному контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве.
Примеры игр
Игра “ Guess what”
Учитель называет цепочку слов, между которыми есть сходство в произношении. Задача учеников догадаться, какой звук общий у этих слов.
Например: nice, island, write.
Ученики должны догадаться, что это звук [aı].
Назови слово (игра с предметом)
Учитель бросает мяч ученикам по очереди; ученики называют слово с загаданным звуком.
Правда-ложь (игра на внимательность)
Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить и исправить ошибку, если она имеется.
Игра «Add consonants».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления, познавательный интерес.
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.
Например, дается сочетание букв «аi». Возможные слова: tail, pail, pain, main.
Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.
Игра «Word composers».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления.
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске слово, например слово «representanive». Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например, рresent, tea, test, nest, part, art.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
Игра «Размытые буквы».
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.
Оборудование: доска, мел.
Содержание: учитель пишет на доске слова с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы
(варианты «Spelling Bee», «Weak Link»)
«Wordchain»
Цель: развивать умение правильно соотносить графический и слуховой образ слова.
Ученикам дается задание составить цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего.
«Snowball»
Цель: активизация лексических навыков.
Данную игру можно провести как между группами, так и между несколькими учениками, вызвав их к доске. Например, работа с темой «Animals». Первый ученик называет одно слово, второй должен повторить его слово и сказать свое. Таким образом, у участников игры развивается память, внимание и умение слушать друг друга.
«What can you see?»
Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.
Детям показываются картинки по определенной теме, например, «Food". При этом каждая из картинок закрыта листком бумаги, в котором прорезана круглая дырка. Учитель водит по картинке и дети, видя только фрагменты данной картинки, должны догадаться, что изображен
«Я - Переводчик».
Цель: активизация навыков употребления глаголов настоящего времени в 3 лице единственного числа.
Ученики встают друг напротив друга. Один ученик передает любому одноклассники, стоящему напротив, карточку и рассказывает о себе. Второй ученик берет карточку и передает полученную информацию от 3 лица.
Пример. Ученик 1: I like apple juice.
Ученик 2: He likes apple juice. I like ice-cream.
Ученик 3: He likes ice-cream. I like cheese sandwiches.
«Рифма».
Цель: активизация изученной лексики, развитие внимания, логического мышления. Учитель называет слово или слова можно написать на доске. Ученики должны подобрать рифму к этому слову: cat- hat, flight – night, dog- frog и т.д.
— Где ты был? (Where were you?) Учащиеся делятся на две команды. Участники одной команды — это посетители. Они на иностранном языке говорят представителям второй команды: I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you? Участники же второй команды должны по очереди ответить. При этом нельзя повторять чужое предложение. I was at my uncle`s house. I was at the airport. I was in the mountains. I was in the park. После того, как выскажутся участники одной из команд, продолжить могут участники второй. За каждый ответ команда получает по одному очку. Затем первая команда задает следующие вопросы: «I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you doing?». (так тренируются простое и длительное прошедшие времена)
– День из жизни (A day in the life) Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается один из игроков, который должен покинуть класс. Затем команда пробует представить себе, как проводит день их удаленный участник и записывает на английском языке, чем он занимался, с кем общался, где находился. Затем удаленный игрок возвращаются в свою команду. Задавая разные вопросы, этот игрок пытается определить, о каком из дней говорила до него группа. После того, как он догадается, о каком дне шла речь, участники команды задают ему вопросы, чтобы понять, как он на самом деле провел этот день. (так тренируется простое прошедшее время).
А вы знали, что...
Саймон говорит (Simon says).
Очень популярная игра в США среди младших учеников. Такие игры для детей на уроке английского языка настолько увлекательны, что ученики хотят провести за ними как можно больше времени, даже в ущерб основным занятиям.
Как играть в «Simon says»:
Один человек принимает роль Саймона и становится лицом к участникам.
Затем Саймон говорит предложение на английском и остальные выполняют задания. К примеру: Simon says put your hand on the left shoulder of your classmate.
Чтобы подловить игроков иногда следует упускать фразу «Simon says». В этом случае тот, кто совершает действие, выбывает из игры.
Побеждает последний оставшийся.
Чтобы усложнить задачу следует постепенно ускорять темп и давать более сложные задачи.
При изучении времени Present Continuous, можно использовать игру с карточками. Для этого нужны серии картинок по темам. Если это темя «Food», то можно подобрать картинки, где кто-то пьет чай, кто-то ест грушу, люди накрывают на стол, готовят обед и т.д. В отверстие, вырезанное в открытке, видна только голова человека. Показав открытку студентам, преподаватель спрашивает: «What is he doing?» Учащиеся должны отгадать, задавая наводящие вопросы в соответствующем времени: «Is he eating soup?» «Is he cooking?» и т. д. Учитель отвечает «No, he is not», «Yes, he is». Вопросы можно задавать и друг другу, используя парную работу и практикуя оба навыка — задавать вопросы и отвечать на них.
Для изучения предлогов можно использовать разные виды игр, например, активные. Если вы занимаетесь с детьми, им очень понравится, если вы будете давать им указания, где нужно стать (behind the door, at the table, near the bookcase, etc). Известно, что подключая двигательную активность к процессу запоминания, память активируется еще больше. Подобную игру можно проводить и онлайн — по очереди загадывать определенный предмет в свое комнате или на картинке, и отгадывать, где он находится.
Для многих учащихся камнем преткновения в изучении английского языка являются неправильные глаголы. Согласитесь, что зубрить порядка ста глаголов с тремя формами ой как не весело. Но и эту рутину можно скрасить, используя игровой подход. Нужно приготовить карточки. На одной стороне напишите 3 формы глагола, например: drive, drove, driven. На обратной стороне карточки запишите эти же формы, но только с переставленными буквами, например: rdvei, erdvo, nedriv. Показывайте студентам обратные стороны этих карточек или можно писать эти формы в чате в Skype, например, a ученики должны попытаться отгадать эти три формы глагола. После того, как задание выполнено, преподаватель переворачивает карточки лицевой стороной, после чего нужно обязательно правильно прочесть все три формы, чтобы они правильно отложились в памяти. По началу это может быть сложновато, но немного потренировавшись, как правило, все с интересом и охотой играют в эту игру.
Вывод:
Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Таким образом, учебная игра — это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.