«Игровые технологии как фактор формирования коммуникативных компетенций на уроке литературного чтения»
В связи с введением ФГОС начального общего образования второго поколения в «портрете выпускника начальной школы», среди прочих личностных характеристик, выделяются такие, как доброжелательность, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию. То есть у обучающихся к окончанию начальной школы должны быть сформированы коммуникативные компетенции.
Соблюдение принципов коммуникативной направленности обучения помогает созданию коммуникативной ситуации, т. е. благоприятных условий для активного общения:
- речевой направленности (обучение через общение);
-функциональности (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
- ситуативности (ролевая организация учебного процесса);
-новизны – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
-принципа по «нарастающей»: от простого к сложному;
-личностной ориентации общения (речь всегда индивидуальна).
Коммуникативные компетенции и грамотность в общении сегодня являются одним из основных факторов успеха в жизни человека, но мы сталкиваемся с проблемой приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтению художественной литературы. Отсюда снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли.
В связи с этим целью моей работы стало: формирование коммуникативных компетенций на уроке литературного чтения средствами игровых технологий. Почему? Потому что дети любят играть. Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления, расширяют кругозор учащихся.
Я поставила перед собой следующие задачи:
• Изучить методическую литературу с целью выявления сущности игровых технологий, выбрать из них наиболее эффективные.
• Использовать отобранные игровые технологии на уроках литературного чтения.
• Провести диагностику с целью выявления эффективности использования игровых технологий на уроках литературного чтения.
В соответствие с первой задачей я изучила следующую методическую литературу:
• Журнал "Начальная школа" №11/2013;
• Журнал "Начальная школа" №1/2014;
• Чен Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии // Методическая копилка. Пилотный выпуск. 2011. С. 6-10.;
• Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО»-2008;
• ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
Игры можно использовать на всех этапах урока: при актуализации знаний, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно использование игровых технологий на уроках литературного чтения при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить полученные знания и умения младших школьников.
Стоит акцентировать внимание на том, что для успешного включения игр в структуру уроков необходимо соблюдать следующие условия проведения игр:
1)игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;
2)игра должна иметь запоминающееся название;
3)игра должна содержать действительно игровые элементы;
4)игра должна иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
5)игра должна содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются при групповой работе.
В качестве примера я приведу несколько игровых приёмов, которые использую на своих уроках литературного чтения.
1. Игра «Угадай автора».
Задание: отгадать имена писателей по фактам их биографий.
КТО ЭТО?
•Будущий писатель родился и провёл детство в деревне Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н. Толстой);
•Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин); и т.д
2. Игра «Угадай, кто ты».
Задание: отгадай сказочного персонажа с помощью подсказок одноклассников.
Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя. Например: Это кот? Храбрый персонаж? и т.д.
3. Игра «Установи последовательность» (на примере русской народной сказки Иван-Царевич и серый волк)
Задание: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.
Учащиеся получают карточку, на которой указаны эпизоды из сказки.
Перечень эпизодов:
•Старшие братья караулят сад.
•Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
•Иван-Царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
После того как ребята выполнили задание вот, что у них получилось:
• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
•Старшие братья караулят сад.
•Иван-Царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы .
•Жар-птица перестала похищать яблоки из сада .
4. Игра «Горячий стул».
Задание: определи героев произведения
Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя с наименьшим количеством подсказок. Например: загадывается Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки».
•Ты героиня басни;
•Ты героиня басни И. А. Крылова;
•Ты «к старости слаба глазами стала»;
•Ты достала себе с полдюжины очков.
5. Кроссворд, который можно использовать на этапе закрепления знаний.
Учащиеся работают в парах. У каждой пары на столе лежит кроссворд с вопросами. Например, по теме «Устное народное творчество».
Задание: Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает "народная мудрость, знание").
1)Кто был хозяином Жар-птицы?(Афрон)
2)В кого превратился Иванушка из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"?(Козлёночек)
3)Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?(Аленушка)
4)О ком сказано: "...бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет?(конь)
5)К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?(уздечка)
6)Как звали невесту Иванушки-дурачка?(Елена)
7)Какие яблоки росли в саду царя Берендея?(Золотые)
8)Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?(Перстень)
По вертикали мы получим слово Фольклор, так называют иначе устное народное творчество.
6. Викторина-диалог, которую я использую при проверке домашнего задания.
Вопросы составляются по алгоритму игры «Что? Где? Когда?» (например, при изучении сказки Ш. Перро «КОТ В САПОГАХ» можно предложить ученикам такие вопросы: кто, где, когда сказал: «Добро пожаловать в замок маркиза де Карабаса, ваше величество!», «Да это прямо дворец!» или кто, где, когда приказывал говорить одно и то же).
Ребята из нашего класса очень любят ролевые игры. Например, при изучении «Сказки про храброго зайца…» Д.Н. Мамина - Сибиряка учащиеся класса разыгрывают сценку. Получается очень весело и интересно.
Считаю, что использование игровых технологий на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала обучающимися. Я убедилась, что на уроках, где используются игровые технологии, ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Начиная работать над этой темой, я провела стартовую диагностику в начале учебного года и диагностику эффективности использования игровых технологий на уроке в конце первого полугодия. Вот какие результаты получились. На диаграмме видно, что есть прогресс. Следствием этого стали творческие работы учащихся.
Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствует созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.
Свое выступление хочется закончить словами известного мудреца Конфуция: «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.