Ившина Татьяна Леонидовна
учитель русского языка и литературы
МНАОУК «Гимназия «Арт-Этюд» г. Екатеринбург
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление неновое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
Обращение учителей-словесников к игре на уроке объясняется тем, что ее эмоциональность, спонтанность позволяет включить студента в занятие неформально, стимулируют его к активному участию в уроке. Игровые ситуации создают между педагогом и обучающимися особые, доверительные отношения. Одни преподаватели используют игровые занятия систематически и последовательно с учетом изучаемого материала, другие – эпизодически. Но в любом случае игры – грамматические и лексические – способствуют совершенствованию словарного запаса студентов, развитию грамматических, речевых умений. Обучающиеся в процессе игры получают удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других. Любая игра сплачивает, рождает сотрудничество, создает условия для взаимопомощи. Особенную помощь игра приносит слабоуспевающим, так как в процессе игры и подготовке к ней у них появляется повышенная учебная мотивация.
У игры свои правила. В финале всегда выявляются «лучшие», которые обязательно отмечаются похвалой или поощрительными призами. Высокую эффективность приносят игры, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Игра помогает учителю оценить, как усвоена тема, каковы возможности обучающихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать педагогическую поддержку.
Для чего необходимо применять игры в обучении?
Игры позыволяют студентам самим решать трудные проблемы.
Позволяют «сжимать» время.
Психологически привлекательны для обучающихся.
Повышают мотивацию, заинтересованность учебным предметом.
Все игры можно классифицировать следующим образом:
учебные– наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
комбинаторные – эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, кроме того, существенно активизируют словарный запас обучающихся;
аналитические – игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различия, причину и следствие;
ассоциативные – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
контекстные – игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот – передавать информацию самыми разными способами;
языковые – игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями.
Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:
Подготовительный (от одного до нескольких дней).
Основной этап (непосредственное проведение игры).
Заключительный этап (итог, который студенты подводят в конце деловой игры).
Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение обучающихся. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивает игрокам равные условия.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат должен быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом)
Среди многообразия игр, которые используются в работе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что обучающиеся вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании, являются составной частью литературных конкурсов, требующих не только знание произведения, но и воображение, способность смоделировать ситуацию по заданным параметрам[4]. Здесь идет деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективизма. В играх даются вопросы и задания, развивающие у студентов способности актера, режиссера или автора сценария. Различаются ретроспективные игры (роль героя литературного персонажа), деловые игры – разыгрывается роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное произведение. Здесь могут разыгрываться игры, типа «Угадай литературного героя», «Литературный театр».
Возможности использования игровых технологий
Ролевые игры на уроке (инсценирование);
Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разборов и т.д.);
Использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
Различные виды внеурочной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между студентами разных групп.
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях и являются познавательными и развивающими. В учебной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, уроки-викторины и т.д. В настоящее время их существует большое количество, преподаватель может использовать на уроках русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии: игры-путешествия, лингвистические кроссворды, лингвистическое лото и т.д.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания студентам? Вот лишь некоторые из возможных вариантов: «Составь текст и озвучь его», «В эфире – новости», «Конкурс дикторов».
Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Кто быстрее», «Найди пару», «Объясни значение», «Прямое и переносное», «Аукцион», «Замени фразеологизмом», «Подбери синонимы», «Географические названия», «Имена собственные», «Кто больше», «Закончи фразеологизм», «Угадай профессию», «Догадайся», «Переводчики», «Любопытный».
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний», «Справочное бюро», «Словарный диктант», «Диктант-шутка», «Диктант-молчанка», «Лингвистический футбол», «Цифровой диктант», «Найди пару», «Умный редактор», «Отними букву», «Вставь букву», «Какой глагол задуман?», «Кто больше?», «По опорным словам», «Омофоны», «Глаголы-парадоксы», «Подбери синонимы», «Перепутаница», «Ремонт», «Лови ошибку», «Замени букву», «Поставь ударение», «Аукцион», «Цепочка», «Кто последний», «Двойное ударение», «Чередования», «Добавь мягкий знак», «Назови часть речи», «Добавь букву».
Микроисследование, как одна из форм реализации игровых технологий, формирует у студентов исследовательские умения: работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщение, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б) сочинение на лингвистическую тему. Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, путешествие, детективная история)
К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий, математический, исторический). Можно использовать и кроссворд, который преподаватель предлагает обучающимся в начале урока с целью актуализации знаний или постановке проблемы нового урока, а если решить его в конце занятия, то это может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда студентам нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения, а также поддержка умственной активности обучающихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. Его можно предложить студентам в готовом виде, но они и сами могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы», «Слова на шипящий согласный звук», «Словесные тесты», «Раз–рас», чайнворды: «Местоимения», «Имя существительное», «Глагол» и другие.
Игры со словами на досуге: «Пары слов», «Телеграмма», «Наборщик», «Палиндромы», «Собираем родственников», «Алфавит», «Букет» и другие.
Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов. При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
формируются такие качества личности, как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создаются положительный морально-психологический климат в группе для развития личностей студентов;
повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
выделяется группа студентов, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах.
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.
Для того чтобы обучающимся было комфортно в жизненных ситуациях, им необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью использую на уроках игры. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации.
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте интересны деловые игры. В учебном процессе применяю различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, исполнение ролей.
Имитационные игры на уроках русского языка и литературы являются, что называется, беспроигрышными. На таких уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, например, профсоюзного комитета, совета директоров. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, например, деловое совещание, обсуждение плана, проведение пресс-конференции. Имитационные игры можно проводить практически по всем темам русского языка.
Что же это могут быть за уроки? При изучении норм письменной и устной речи, для отработки орфографических и пунктуационных правил в практике использую имитационные модели с различными заданиями: «Конкурс директоров», «В эфире - новости», «Юный корректор», «Справочное бюро», «Умный редактор», «Аукцион», «Суд», «Ремонт», «Переводчик» и др.
На уроках литературы при изучении новой темы использую следующие имитационные модели: «Пресс-конференция с автором», «Пресс-конференция с героем», «Литературный турнир», «Суд», «Аукцион», «Бюро находок» и др. Как видно, названия всех имитационных моделей связаны с деятельностью человека.
С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении. Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.
На уроках я использую следующие игры:
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения.
Вот почему считаю целесообразным на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.
Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».
«Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
«В эфире – новости». Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ. Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов». Задача участника – прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст.
Использую в своей практике лексико-фразеологические игры.
«Четвертый лишний».
Найдите устаревшее слово.
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
пальто, плащ, шуба, кафтан.
Замените исконно русскими слова заимствования.
презентация (представление)
шоу (зрелище)
имидж (облик)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
менталитет (обычаи-привычки)
диалог (беседа)
конфессия (вероисповедание)
мезальянс (неравный брак)
консенсус (единство взглядов)
стагнация (застой)
квинтэссенция (основа, сущность)
бомонд (высший свет)
На вопрос ответь фразеологизмом.
Сильно краснеть? (До корней волос.)
Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
Быстро бежать? (Сломя голову.)
Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
Громко кричать? (Во все горло.)
Высокий? (Коломенская верста.)
Сильный? (Одной рукой подкову гнет.)
Отчаянный? (Палец в рот не клади.)
Точно? (Тютелька в тютельку.)
Лото «Замените наречия фразеологизмами».
Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.
Акростих. К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К | Кануть в лету |
О | Обетованная земля |
С | Сломя голову |
М | Мозолить глаза |
О | От горшка два вершка |
С | Семи пядей во лбу |
К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический).
Игра – это действенный способ достичь многих образовательных целей. Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных компетенций. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для поддержания межкультурного диалога. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.