Игровые технологии как средство активизации познавательных процессов обучающихся при изучении биологии
Подготовила учитель биологии и химии МБОУ ООШ с. Марьино-Николаевка
Дементьева О.В.
Технология – это совокупность приемов , применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
- Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
(Б. Т. Лихачев)
Обзор современных педагогических технологий
- Информационные технологии обучения
- Метод проектов
- Технология деятельностного метода
- Игровые технологии
- Технологии личностно-ориентированного образования
Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Место игры в учебной деятельности
- Объяснение нового материала
- Проверка домашнего задания
- Закрепление
- Внеклассная деятельность по предмету
Особенности учебной игры.
Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.
Цели применения игровых технологий
- Развитие мышления.
- Углубление теоретических знаний.
- Самоопределение в мире увлечений и профессий.
- Организация свободного времени.
- Общение со сверстниками.
- Воспитание сотрудничества и коллективизма.
- Приобретение новых знаний, умений и навыков.
- Формирование адекватной самооценки.
- Развитие волевых качеств.
- Контроль знаний.
- Мотивация учебной деятельности и др.
Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко)
- Ролевые игры.
- Игры-состязания.
- Имитационно-моделирующие игры.
- Игра – направляемая дискуссия.
- Игра – творческая дискуссия.
Дидактические возможности учебных игр
- Предоставляют возможность учиться на собственном опыте;
- Создают возможности переноса знаний и опыта в реальную ситуацию;
- Обеспечивают высокую мотивацию достижения цели;
- В игре происходит снятие скованности, преобладает чувство свободного выбора , возможность проявить самостоятельность и желание помериться силами с другими.
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов – этапов :
- Ориентация.
- Подготовка к проведению.
- Проведение игры.
- Подведение итогов.
- Обсуждение хода и результатов игры.
Игры-состязания
7 класс. «Обобщение по теме «Черви»»
Данная игра – пример известной телепередачи «Своя игра».
На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы
Имитационно-моделирующие игры
8 класс. «Прием к врачу»
Игра проводится после изучения нескольких тем («Опора и движение»,«Транспорт веществ»).
Цель игры повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей-специалистов, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний.
Класс делится на 2 группы: врачи-специалисты, пациенты.
Урок - путешествие
5класс.Обобщающий урок по теме: «Биология – наука о живых организмах. Путешествие проходит по станциям. На каждой станции дети выполняют разные задания
Ролевые игры
6 класс. «Суд над хлорофиллом».
Роли распределяются заранее (хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества.
Игровые ситуации
Игровые моменты требуют меньше времени на подготовку и проведение, но часто используются на уроках.
Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр:
- «Пятый лишний».
- «Найди родственников».
- «Текст».
- «Загадки».
- «Собери растение».
- «Найди пару».
- «Найди ошибку».
- «Игра-цепочка».
«Пятый лишний»
Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора.
«Загадки»
Здесь можно использовать самые разные загадки для 5-7 классов по многообразию растений и животных.
«Найди ошибку»
Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с различными биологическими ошибками.
Выигрывает тот, кто найдёт больше всего ошибок.
«Игра-цепочка»
Игра проводится при опросе.
Предварительно учащимся в качестве домашнего задания предлагается продумать вопросы по заданной теме.
Учитель первым задаёт вопрос любому ученику; тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику и так далее по цепочке.
Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал чёткие, правильные ответы.
Результативность применения игровых технологий
- Биологическая игра отличается от других форм работы тем, что может дополнять другие формы работы. А самое главное она дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование биологических игр в работе влечет за собой формирование и развитие познавательного интереса у учащихся .
Игра обучает и воспитывает, если она:
- Хорошо подготовлена
- Точно определено ее место
- Подведены итоги
- Есть поощрения ( и не только в виде оценок)
Спасибо за внимание