Ситуация 21 века обостряет проблемы информационного общества.
Мозг современного школьника перенасыщен информацией, потому что основные дисциплины в общеобразовательной школе являются теоретическими. Введение таких дисциплин в учреждения дополнительного образования, в частности, в художественные школы часто вызывает у некоторых учащихся отторжение. Ситуацию усложняет клиповое сознание человека двадцать первого века: быстрая отвлекаемость, неспособность глубоко погрузиться в материал. Благодаря интернету, который стал неотъемлемой частью нашей жизни, знание стало доступным, но его избыток практически обесценил способность человека к запоминанию и хранению информации.
Эта функция перешла к носителям: компьютерам, телефонам. Ценным становится способность работать с информацией: отбор, систематизация, выделение главного, сравнение источников.
В такой обстановке важным способом обучения становятся игровые технологии. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значением для развития обучаемого, в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Благодаря применению игровых технологий, происходит переход от пассивной позиции слушателя к активной, повышается интерес к изучению предмета.
В современной педагогической практике игровая технология может использоваться в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеурочной работы.
Педагогическая игра отличается от обычных игр существенными признаками:
- чётко поставленной целью обучения. В процессе подготовки игры всегда ставится вопрос необходимости данной технологии «для чего?». Ответом на вопрос могут послужить следующие варианты: закрепление уже изученного или обучение новому материалу, практическое применение знаний в моделируемой ситуации и пр.
- результатом. Результат игровой технологии должен быть выделен в явном виде и охарактеризован в соответствии с учебной деятельностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.
Разработано большое количество дидактических игр. Нас интересуют те виды игр, которые могут быть применены на уроках истории искусства.
1. Игры-упражнения. Они способствуют развитию познавательных способностей учащихся, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды.
По своей сути это простейшая форма игровых технологий. Часто применяются на итоговых уроках, где необходимо закрепить материал и выявить степень его освоенности учебной программы.
Кроме вышеперечисленных вариантов, добавим несколько примеров:
Пример № 1. Продолжить цепочку слов. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, дорический ордер, капитель...
Пример № 2. Вычеркнуть из списка понятий лишнее слово.
Пример № 3. Сгруппируйте репродукции произведений искусств по жанрам (видам).
Пример № 4. Угадай картину. Учащимся предлагаются фрагменты картин. Нужно определить, фрагмент какого произведения представлен.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Они представляют собой заочные путешествия (виртуальные или в воссозданных условиях в аудитории или в музее) по изученным стилям, эпохам и странам (античность, раннехристианское искусство, готика, Возрождение и т. д.), заочные путешествия по музеям мира.
Материал для игр-путешествий подбирается педагогом, а также может подбираться учащимися по заданию педагога в процессе подготовки к игре. Можно провести конкурс на лучший материал для игры-путешествия.
Этот вид игр может успешно сочетаться с играми-упражнениями.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.
Пример № 1. Командам предлагается ряд памятников архитектуры, которым угрожает экологическая опасность, а средств, выделенных каким-либо фондом (например, ЮНЕСКО), хватит для спасения только одного памятника. Командам предлагается выбрать один из памятников и обосновать свой выбор. Роли в команде: историк, эколог, искусствовед, журналист, художник, экономист.
Пример № 2. Командам из двух-трех человек предлагается ряд произведений живописи или скульптуры. Они должны подготовить и провести «музейную экскурсию» по этим произведениям. Роли в команде: экскурсовод, зрители.
Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятий.
4. Игры-соревнования. Элементы этих игр включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например, можно провести игру-соревнование на знание основ художественной культуры России («Золотая Хохлома», «Знаменитые картины Третьяковки» и др.).
Большинство приведенных игр носит соревновательный характер, и подростки с большим удовольствием принимают в них участие. В таких играх всегда выявляются лидеры, но и более пассивные учащиеся от игры к игре постепенно раскрепощаются и начинают активно работать в своих командах.
Одна из игровых технологий была применена мной на практике. В конце четверти был проведён ряд уроков с первыми классами по теме Древняя Греция. Целью уроков стали закрепление и контроль усвоения материала. В качестве формата был выбран урок-викторина. Перед занятием учащиеся разделились на две команды и придумали себе название. Викторина состояла из трех туров, в ходе которых учащиеся получали баллы. Победившая команда и наиболее активные участники поощрялись оценками.
Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.