СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках Истории искусства

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка, статья

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках Истории искусства»

Ситуация 21 века обостряет проблемы информационного общества.

Мозг современного школьника перенасыщен информацией, потому что основные дисциплины в общеобразовательной школе являются теоретическими. Введение таких дисциплин в учреждения дополнительного образования, в частности, в художественные школы часто вызывает у некоторых учащихся отторжение. Ситуацию усложняет клиповое сознание человека двадцать первого века: быстрая отвлекаемость, неспособность глубоко погрузиться в материал. Благодаря интернету, который стал неотъемлемой частью нашей жизни, знание стало доступным, но его избыток практически обесценил способность человека к запоминанию и хранению информации.

Эта функция перешла к носителям: компьютерам, телефонам. Ценным становится способность работать с информацией: отбор, систематизация, выделение главного, сравнение источников.

В такой обстановке важным способом обучения становятся игровые технологии. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значением для развития обучаемого, в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Благодаря применению игровых технологий, происходит переход от пассивной позиции слушателя к активной, повышается интерес к изучению предмета.

В современной педагогической практике игровая технология может использоваться в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеурочной работы.

Педагогическая игра отличается от обычных игр существенными признаками:

- чётко поставленной целью обучения. В процессе подготовки игры всегда ставится вопрос необходимости данной технологии «для чего?». Ответом на вопрос могут послужить следующие варианты: закрепление уже изученного или обучение новому материалу, практическое применение знаний в моделируемой ситуации и пр.

- результатом. Результат игровой технологии должен быть выделен в явном виде и охарактеризован в соответствии с учебной деятельностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.

Разработано большое количество дидактических игр. Нас интересуют те виды игр, которые могут быть применены на уроках истории искусства.

1. Игры-упражнения. Они способствуют развитию познавательных способностей учащихся, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды.

По своей сути это простейшая форма игровых технологий. Часто применяются на итоговых уроках, где необходимо закрепить материал и выявить степень его освоенности учебной программы.

Кроме вышеперечисленных вариантов, добавим несколько примеров:

Пример № 1. Продолжить цепочку слов. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, дорический ордер, капитель...

Пример № 2. Вычеркнуть из списка понятий лишнее слово.

Пример № 3. Сгруппируйте репродукции произведений искусств по жанрам (видам).

Пример № 4. Угадай картину. Учащимся предлагаются фрагменты картин. Нужно определить, фрагмент какого произведения представлен.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Они представляют собой заочные путешествия (виртуальные или в воссозданных условиях в аудитории или в музее) по изученным стилям, эпохам и странам (античность, раннехристианское искусство, готика, Возрождение и т. д.), заочные путешествия по музеям мира.

Материал для игр-путешествий подбирается педагогом, а также может подбираться учащимися по заданию педагога в процессе подготовки к игре. Можно провести конкурс на лучший материал для игры-путешествия.

Этот вид игр может успешно сочетаться с играми-упражнениями.

3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

Пример № 1. Командам предлагается ряд памятников архитектуры, которым угрожает экологическая опасность, а средств, выделенных каким-либо фондом (например, ЮНЕСКО), хватит для спасения только одного памятника. Командам предлагается выбрать один из памятников и обосновать свой выбор. Роли в команде: историк, эколог, искусствовед, журналист, художник, экономист.

Пример № 2. Командам из двух-трех человек предлагается ряд произведений живописи или скульптуры. Они должны подготовить и провести «музейную экскурсию» по этим произведениям. Роли в команде: экскурсовод, зрители.

Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятий.

4. Игры-соревнования. Элементы этих игр включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например, можно провести игру-соревнование на знание основ художественной культуры России («Золотая Хохлома», «Знаменитые картины Третьяковки» и др.).

Большинство приведенных игр носит соревновательный характер, и подростки с большим удовольствием принимают в них участие. В таких играх всегда выявляются лидеры, но и более пассивные учащиеся от игры к игре постепенно раскрепощаются и начинают активно работать в своих командах.

Одна из игровых технологий была применена мной на практике. В конце четверти был проведён ряд уроков с первыми классами по теме Древняя Греция. Целью уроков стали закрепление и контроль усвоения материала. В качестве формата был выбран урок-викторина. Перед занятием учащиеся разделились на две команды и придумали себе название. Викторина состояла из трех туров, в ходе которых учащиеся получали баллы. Победившая команда и наиболее активные участники поощрялись оценками.

Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.