Игровые технологии на уроках как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников.
учитель нач. кл.
МБОУ «СОШ 29» г.Абакана
Матвеева Е.В.
Кредо современного педагога – воспитать свободную личность,
умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства,
самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.
Основные термины:
- Компетенция : готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ системе образования.
- Компетентность : результат образования, выражающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, навыками и универсальными способами деятельности при решении учебных и жизненных ситуаций.
- Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии
Коммуникативная компетентность включает следующие компоненты:
- эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
- когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
- поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Комплекс коммуникативных умений,
овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению.
Виды умений:
- межличностной коммуникации;
- межличностного взаимодействия;
- межличностного восприятия.
(По концепции общения Г.М. Андреевой )
Способности к общению включают в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
(М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)
Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей.
Причины:
- у ребёнка новое место в социальном пространстве ;
- достаточно развиты рефлексивные способности;
- новые требования в отношении речевого развития;
- происходит перестройка отношений ребенка с людьми;
- ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом;
- складываются предпосылки
- формирования важных социальных качеств;
- не утрачен интерес к игре;
- игра используется детьми как полигон для отработки учебных умений .
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов
Элементы здоровьесберегающих технологий:
-Использование физминуток;
-Пальчиковая гимнастика;
-Дыхательной гимнастики(33 Егорки);
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов
Дети учатся:
-отстаивать своё мнение;
-представлять работу группы;
-дискутировать;
-слушать внимательно друг друга;
-умение задавать вопросы
выслушивать другого.
Работа в группах и мини – группах.
Игровые технологии
- Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно-деятельностные .
- Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие коммуникативной компетенции и мотивации учащихся.
На уроках русского языка, чтения, окружающего мира :
использование различных игровых ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов,рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок, анаграммы, «Чудесные превращения», «Путаница, «Хитрые слова». ) обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности на уроках.
Филворд. ( Наука, изучающая прошлое, называется… , хранилище документов … и т. д.)
а
р
х
е
о
л
о
и
с
т
о
р
а
г
л
а
е
г
т
р
о
х
о
п
е
л
о
и
и
с
р
я
и
х
ь
я
и
в
Расселите животных по домикам
1
Медведь
Белка
Лось
Заяц
Ёж
Хомяк
Кабан
Волк
Мышь
Барсук
Делают запасы
2
Впадают в спячку
3
Ищут корм в природе
На уроках математики используем широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся.
- Задачи в стихах.
- Занимательный квадрат.
- Задачи – шутки.
- Математический фокус.
- Математическая эстафета.
- Головоломки.
- Ребусы
- Задачи на смекалку и многое др.
Задачи в стихах
На плетень взлетел петух.
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Я, Сережа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
Задачи- шутки
Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
Математический фокус
- Задумайте число от 1 до 10. Прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1.
- Назовите результат, а я скажу, какое число задумано.
- ( для отгадывания надо из результата вычесть 1 )
Головоломка
?
?
?
.
=
96
+
=
100
.
6
=
72
Занимательная рамка, магический квадрат
80
100
50
250
30
140
110
80
10
Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила.
- Правила в стихах
- Рифмованные упражнения
- Грамматические сказки
- Морфологические шарады
- Собери слово
- Грамматическая арифметика
- Загадки- шутки
- Кроссворды
1. Существительное, глагол, сказуемое, предлог.
2. Прилагательное, наречие, местоимение, предлог.
3. Играть, дружить, рисует, танцевать.
Анаграммы.
Анаграмма - это если от какого-то слова в результате перестановки в нем
букв образовано другое слово, которое имеет уже другой смысл. Дополнять или отбрасывать буквы не разрешается.
- Дорога - (города)
- Баян - (баня)
- Банка - (кабан)
Игра-упражнение « На горке»( записать слова с Ъ и Ь)
Мы с друзьями вчетвером
Шли на лыжах на подъём ,
А потом с горы спускались ,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки …
Докатились до реки!
А от речки отъезжали ,
Снова к горке подъезжали ,
Забирались на подъём ,
Чтобы съехать вниз потом.
Помоги Незнайке - исправь ошибку:
Зачем ещё учить слова
Ведь класс помог уже вчера.
И я теперь могу на « пять»
Их без сомненья написать:
Аллея,касса,сонн и тонна
Перонн, шоссе, хоккей,коллона,
Гррупа. Русккий, акурратно
Ну что, друзья, тут не понятно?
Эстафета
- Подчеркни парные согласные:
крошка кружка тетрадь
травка берёзка лодка
липка рыбка морковь
- Соедините части сложных слов:
земле сек поле люб
везде мер рыбо вод
дрово ход книго лов
- Дед-буквоед не оставит детей без внимания при работе со словарными словами.
р. бота
пятн . ца
р. сунок
в . кзал
Игровая ситуация позволяет вызвать нужные мотивационные состояния (стремление первому правильно ответить на вопрос, желание вникнуть в изучаемый материал, желание проявить самостоятельность при работе на уроке, и т.д.).
Наша планета в опасности!
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов
Применение элементов технологии уровневой дифференциации
На уроке развития речи по теме «Создание словесного портрета»
весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей:
«Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера),
«Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи),
«Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).
Использование элементов
личностно – ориентированного
развивающего обучения
использование ролевого чтения,
инсценировки произведений,
ролевых диалогов,
решение проблемных ситуаций,
проигрывание по ролям этих ситуаций,
придумывание продолжения диалогов.
Проектная деятельность.
Разнообразная тематика проектов способствует
расширению кругозора учащихся,
развитию устной и письменной речи.
Учащиеся выступают на школьных,городских
и республиканских конференциях,
представляя защиту своей работы.
- Использование пословиц, поговорок на уроках
- Творческий подход в обучении
- Работа с родителями.
Игровые технологии являются перспективной формой обучения, так как они способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливают мотивацию и активную коммуникативную деятельность учащихся, повышают эффективность учебного процесса, помогают сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.
Модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Принципы:
научности, новизны, ситуативности, речемыслительной активности, функциональности
Деятельность
учителя
направлена на создание условий для познавательной деятельности ученика, для взаимодействия с родителями , формирование коммуникативной компетенции обучающихся
Деятельность
ученика
взаимодействие в группе, умение представить себя, задать вопрос,
вести дискуссию,
самостоятельный поиск информации
Цель : Формирование коммуникативной компетенции
у младших школьников
Подходы : компетентностный, коммуникативно- когнитивный, деятельностный, личностно- ориентированный
Технологии :
Интерактивные ,
модульные,
проектные,
эвристическое обучение,
здоровье-сберегающие
Формы обучения :
фронтальная,
групповая,
индивидуальная работа
Результат : эффективное формирование коммуникативной компетенции
- Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями межличностного взаимодействия.
- Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.
Использовать игровые ситуации на уроке мне помогают такие книги
- «От игры к знаниям», «Учение», «Занимательное азбуковедение», «Праздник числа» , «Занимательная математика», « Учимся играя», «Учим русский с увлечением», « Словарные слова» и др.