Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках робототехники в Центре дополнительного образования»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Надежда»
муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
(МАУ ДО «ЦДО «Надежда")
РАССМОТРЕНА Методическим советом МАУ ДО «ЦДО «Надежда» (протокол от ___.__.202_г. № __) | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МАУ ДО «ЦДО «Надежда» ____________ О.В.Овсяникова ___.__.202 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом МАУ ДО «ЦДО «Надежда» от ___.____. 202__г. №____ |
Игровые технологии на уроках робототехники в Центре дополнительного образования
Направленность – техническая;
Форма– очная;
Возраст обучающихся – 9 - 11 лет
Автор (составитель):
Недорезова Анастасия Сергеевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ЦДО «Надежда»
Айхал 2025 г.
1. Актуальность
Развитие технического творчества и инженерного мышления у подрастающего поколения требует новых подходов в образовательном процессе. Одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации и вовлеченности обучающихся является внедрение игровых технологий на занятиях. В условиях дополнительного образования, где сохраняется высокая степень свободы выбора форм и методов обучения, игровые технологии особенно востребованы. Их применение на занятиях по робототехнике способствует не только развитию технических и программных навыков, но и формированию коммуникативных и исследовательских компетенций.
2. Цель и задачи
Цель: Повысить эффективность обучения робототехнике через применение игровых технологий.
Задачи:
• Разработать и внедрить игровые элементы в структуру учебных занятий по робототехнике;
• Повысить интерес обучающихся к техническому творчеству и инженерным профессиям;
• Развить у учащихся навыки командной работы, логического и критического мышления;
• Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
3. Целевая аудитория
Методика рассчитана на обучающихся 9–11 лет, занимающихся по программам дополнительного образования технической направленности, имеющих начальные навыки в сборке и программировании робототехнических моделей на базе Lego EV3.
4. Формы и методы реализации игровых технологий
4.1. Игровые формы занятий
Вид игры | Описание | Педагогические цели |
Соревновательные задания (мини-турниры, хакатоны) | Команды решают практическую задачу за ограниченное время | Развитие командной работы, повышение интереса, формирование проектных навыков |
Квест-уроки | Урок в формате приключения: участники проходят этапы, выполняя технические задания | Формирование логического мышления, применение знаний на практике |
Ролевая игра «Инженерное бюро» | Обучающиеся примеряют на себя роли специалистов, выполняющих «реальный» заказ | Развитие коммуникации, ответственности, инженерного мышления |
Конструирование на скорость и точность | Командные или индивидуальные соревнования по сборке моделей | Повышение внимания, дисциплины, развитие мелкой моторики и памяти |
5. Этапы реализации игровой технологии на занятии
1. Мотивационный этап
Введение в игровую ситуацию, постановка целей.
2. Основной этап
Выполнение заданий в игровой форме (сборка, программирование, тестирование моделей).
3. Рефлексия и анализ
Обсуждение полученного результата, оценка эффективности действий, подведение итогов.
4. Награждение/обратная связь
Вручение символических призов, сертификатов, а также разбор типичных ошибок.
6. Ожидаемые результаты
• Повышение мотивации к изучению технических дисциплин;
• Рост успеваемости и качества выполнения практических заданий;
• Развитие умений работать в команде, грамотно распределять обязанности;
• Повышение уровня самостоятельности и инициативности обучающихся;
• Подготовка к участию в конкурсах, фестивалях, инженерных чемпионатах.
7. Примеры игровых заданий
• Квест «Планета Роботония»
Учащиеся получают карту, на которой указаны этапы — логические и инженерные задачи, связанные с программированием датчиков, передвижением по маршруту, преодолением препятствий.
• Игра «Секрет инженера»
Участники по фрагментам должны восстановить алгоритм работы робота и собрать его по частичной схеме.
• Соревнование «РобоРалли»
Роботы должны пройти трассу с различными препятствиями за минимальное время, соблюдая правила движения.
8. Заключение
Применение игровых технологий на уроках робототехники в Центре дополнительного образования демонстрирует высокую педагогическую эффективность. Игра позволяет объединить обучение и творчество, делает технические дисциплины доступными и привлекательными, а также способствует формированию компетенций, необходимых в XXI веке — таких как критическое мышление, цифровая грамотность, инициативность и командная работа.