Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Разработка раздела
образовательной программы
«Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников»
Чиркунова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Актуальность
Падение интереса к русскому языку
- быть функционально грамотным;
- быть коммуникабельным;
- самостоятельно критически мыслить;
- грамотно работать с информацией
Снижение грамотности, культуры речи, умения логично выразить свои мысли
Пояснительная записка
- Авторская программа М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского имеет познавательно-практическую направленность
- Учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 клас с . Научный редактор - акад.РАО Н.М. Шанский, Москва , «Просвещение», 2007 г.
Авторская программа и учебник соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку
Формирование языковой, коммуникативной лингвистической компетентности обучающихся.
- Содержание УМК направлено :
- Овладение нормами русского литературного языка;
- Усвоение знаний из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики русского литературного языка;
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений навыков.
- Построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса;
- Материал расположен с учетом возрастных возможностей обучающихся.
- Материал изложен логично, последовательно, эстетично.
Разделы программы «Русский язык» 6 класс
Название темы
Количество часов
Русский язык – один из развитых языков мира
1 ч.
Повторение пройденного в 5 классе
15 ч.
Лексика и фразеология. Культура речи
12 ч.
Словообразование. Орфография
Морфология. Имя существительное
31 ч.
27 ч.
Имя прилагательное
25 ч.
Имя числительное
17 ч.
Местоимение
26 ч.
Глагол
35 ч.
Повторение изученного за год
14 ч.
Раздел «Морфология» «Имя прилагательное»
Триединая дидактическая цель
Раздел «Морфология» «Имя прилагательное»
Ожидаемые результаты
- Углубить представления об имени прилагательном как части речи.
- Уметь писать имена прилагательные в соответствии с орфографическими правилами.
- Уметь определять синтаксические функции прилагательных разных форм в предложении.
- Развивать умение использовать имена прилагательные в соответствии с речевыми нормами.
- Формировать способность к контролю и самоконтролю.
Технология опыта
Игра – вид деятельности, обладающий четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
(Г.К.Селевко)
Л.С.Выготский
Теория опережающего развития
Положение о зоне ближайшего развития
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов
Теория развивающего обучения
Формирование способов умственного действия
Классификация игр и их применение
По характеру педагогического процесса
По характеру игровой методики
деловые
ролевые
контрольно-обобщающие
тренинговые
обучающие
имитационные
игры-путешествия
игры-упражнения
игры- соревнования
дискуссии
лингвистические КВНы
грамматические сказки
интеллектуальные марафоны
Функции игры
Психолого-педагогическая характеристика класса
- Количество – 7 чел.
- Возраст – 12 лет.
- Гендерный состав – 5 мальчиков, 2 девочки.
- Уровень знаний – «4-5» - 4 чел.
«3-4» - 1 чел.
«3» - 2 чел.
- Характеристика способностей
Внимание
память
мышление
речь
Обобщающий урок-конкурс по теме «Имя прилагательное»
- Тип урока : урок систематизации и обобщения изученного материала
- Цели урока :
- 1. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное», повторение знаков препинания в простом и сложном предложении.
- 2. Повторение теоретических понятий и известных сведений по синтаксису и пунктуации.
- 3. Воспитание интереса к урокам русского языка.
- 4. Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения
- Форма урока : урок-конкурс
- Оборудование и оформление : подготовленная к работе доска, подготовленные таблицы и схемы, листы с загадками.
Обоснование эффективности опыта
Качество знаний
Уровень мотивации
Отметки за работу на уроках
по теме «Имя прилагательное»
Итоги контрольных работ
Перспективы работы
- Использование интерактивных технологий на уроках русского языка
- Развитие творческого потенциала учащихся:
- участие в выпуске номера школьной газеты «Пульс школы»
- участие в школьных и районных мероприятиях
- Взаимодействие с педагогическим сообществом
Список литературы:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя.- М.:Просвещение, 1994.
- Бондаревская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
- Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2007.
- Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы и их классификация и разработка. Воспит.шк., 2002 № 5.
- Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов-на-Д.: изд-во «Учитель», 2005.
- Лакоцетина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Часть 5.- Ростов-на-Д.: изд-во «Учитель», 2007.
- Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации.- М.: Дрофа, 2009
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2008
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразоват.учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.. – М.: Просвещение, 2007.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся. – М., Просвещение, 1999.