Применение игровых технологий по дисциплине «Русский язык» и «Литература»
Преподаватель: Наталья Петровна Русакова
Игра — высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
Русский язык и литература являются необходимыми предметами для любого курсанта. Но, к тому же, эти предметы можно назвать сложными для восприятия. На уроках русского языка и литературы приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения.
С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача преподавателя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для подростка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у обучающихся к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка и литературы. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.
В своей работе я использую:
Игры - упражнения. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом.
Они совершенствуют познавательные способности курсантов, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Пример чайнворда на тему «Местоимение»
Почти все слова в этом чайнворде – местоимения. Отгадайте, какие это слова.
1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. (Он.)
2. Личное местоимение 1-го лица множественного числа в дательном падеже. (Нам.)
3. Назовите часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение.)
4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода родительного падежа. (Его.)
5. Местоимение, которое изменяется по родам. (Он.)
6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного падежа. (Нас.)
7. Указательное местоимение с количественным значением. (Столько.)
8. Название разряда местоимений, сходных с вопросительным в дательном падеже единственного числа мужского рода. (Относительному.)
9. Название разряда местоимений, к которому относится местоимение «тот» в творительном падеже множественного числа. (Указательные.)
Игра «Верю-не верю».
Хорошо проводить при проверке изученного материала. Задаются вопросы по теме. Курсанты соглашаются либо не соглашаются с утверждениями преподавателя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».
«Эстафета восторга» Хорошо подходит при изучении глагола. Используя данные глаголы, обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.
Условие: для выполнения этого игрового задания курсанты соревнуются отделениями. Командир отделения (курсант первой парты) записывает на листочке глаголом чувство и передаёт следующему на парте, задача которого составить с данным чувством предложение. Члены команды передают лист сидящим на следующей парте – задание повторяется. Побеждает то отделение, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения.
«Найди пару»
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное. Побеждает та команда, которая соберет больше предложений.
«Письмо»
Условие: для выполнения этого игрового задания курсанты соревнуются отделениями. Командир отделения (курсант первой парты) записывает на листочке слово по изучаемой теме, например: «Лексика». Следующий курсант должен записать предложение, связанное с лексикой, например: «Весь словарный запас». и т.д. Каждый курсант отделения пишет то, что помнит. Побеждает то отделение, которое быстрее закончит писать письмо по теме. (Если в отделение неравное количество курсантов, то объём предложений задаётся по большинству).
Урок-игра:
«Морской бой» по теме.
«Своя игра» – для 1 курса.
«Урок-диспут» – «Споры критиков по роману И.С.Тургенева Отцы и дети».
Таким образом, применение игровых технологий позволяет повысить у курсантов интерес к предмету, развивать личностные качества:
-целеустремлённость,
-сотрудничество,
-командный дух,
- активность.