СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности как способ развития творческих способностей детей»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как и любая педагогическая технология, игровая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности как способ развития творческих способностей детей»»

Овсяникова Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования художественной направленности

МБУ ДО «ЦДО Надежда» п. Айхал

«Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности как способ развития творческих способностей детей»

Что такое педагогическая технология?

Педагогическая технология - в переводе с греческого «τέχνη» — искусство, мастерство, умение; «λόγος» — слово, учение. В современной дидактике «Педагогическая технология – это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения».

Как и любая педагогическая технология, игровая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком —четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Классификация игр

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Г. К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,

психологические;

- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, драматизации;

- по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные и т.д.;

- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.

- по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

В своей педагогической деятельности на занятиях изобразительного искусства использую игровые технологии:

- игры-путешествие;

- игры на выполнение изображений из готовых элементов;

- игры по цветоведению;

- игры, способствующие усвоению новых терминов и понятий.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.

Чаще всего игры-путешествия являются тематическими, т.е. содержание заданий, вопросов, этапов определяется единой темой-проблемой (например, Тема занятие «Постановочный натюрморт «Гранат»).

В состав игры-путешествия темы «Постановочный натюрморт «Гранат» входят восточная музыка и песни, тематические загадки, сюрприз («черный ящик» с предметом постановки).

Игра-путешествие прежде направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов.

Так при работе над темой постановочного натюрморта «Гранат» обучающиеся помимо практических умений изображения граната развивают следующие ценности:

  1. Нравственные: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность.

  2. Интеллектуальные: знания, истина, познавательная деятельность, творчество.

  3. Религиозные: вера, святыни, благочестие, обряды, реликвии.

  4. Эстетические: красота, чувства, гармония.

  5. Социальные: семья, этнос, человечество.

  6. Физиологические: жизнь, здоровье, питание, воздух, вода.

Развивают эмоциональную сферу: эмоциональные переживания (интерес, радость, удивление), целеустремленность, эстетические чувства.

Обучающиеся систематизируют знания по жанрам, видам натюрморта, организации композиции натюрморта в процессе выполнения заданий игры.

Технология проведения игры-путешествия имеет свою собственную траекторию реализации и структуру. Игра разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый этап имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и воспитанников.

1 этап - создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению детей в игру, готовности продолжать сотрудничество;

2 этап - планирование образовательной траектории в игре. На этом этапе необходимо поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.

3 этап - реализация образовательного поиска в структуре игры проигрывание игры-путешествия.

4 этап - аналитический. Этот этап направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию детской самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих.

В процессе игры, обучающиеся определяют тематику занятия, повторяют основные этапы построения композиции натюрморта и после рефлексии приступают к выполнению практической работе: построение композиции натюрморта, проработка фона и граната.

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых элементов Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание и воображение.

1. Составьте композицию из геометрических фигур, используя изображенные на доске геометрические фигуры. Обучающиеся рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальный набор геометрических предметов, цвет, каждому обучающемуся).

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?» Например, из готовых силуэтов составит натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования.

Данные игры развивают композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

3. Игра-головоломка. Составление из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

4. Дополните изображение. Обучающиеся получают изображение, которое необходимо дополнить. Упражнение помогает развитию воображения.

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Это упражнение на развитие логического мышления, умения выполнять анализ.

6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе. Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

Игры и упражнения по цветоведению Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета). Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога обучающиеся поднимают составленные пары.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета. Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально.

3. Холодные и теплые цвета. Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления зимнего, а второй — для осеннего пейзажа. Упражнение на определение цвета, насыщенности, свотлоты, тональных нюансов и его выразительного аспекта.

4. При ознакомлении с цветом, обучающимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета. Например, грустный клоун - весѐлый клоун.

5. Игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги, обучающиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятия о разбеливании цвета.

6. Игра «Три цвета». На листах бумаги, обучающиеся выполняют выкраску трёх кругов (два основных и один пролеченный дополнительный цвет). Игра на закрепление понятия об основных и дополнительных цветах.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов и понятий

  1. Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока.

Обучающиеся должны продолжить перечень, классификацию.

Например:

Архитектор, скульптор…

Пейзаж, портрет…

Красный, оранжевый…

Квадрат, круг ...

2. Объясните значение слова. Например: ритм — это…, узор - это..., осевая линия - это..., симметрия - это..

3. Вычеркните лишнее слово. Упражнение носит обобщающий, контролирующий характер: Кисть, холст, краски, мольберт, молоток, палитра.

4. Диагностическое упражнение «Вспомни слово». Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например, г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

5. Собери слово из букв.

Например, собрать из букв слово "ПЕЙЗАЖ".

6. Игра «Угадай».

Педагог подбирает стихи, загадки, по которым обучающиеся должны догадаться, о каком предмете искусства идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!