СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методическая разработка для подготовки к занятию по разделу: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО » Тема: «Лепка из соленого теста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 «БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»

 

 

 

Работа на участие в конкурсе

 

«Творческое пространство педагога»

 

 

 

 

«Методическая разработка для подготовки к занятию по разделу:

 

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО       »

 

Тема: «Лепка из соленого теста»

 

 

 

 

 

 

Автор:

Луценко Снежана Сергеевна

 

 

 

пгт. Белореченский

2022 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА…………………………………………………….4

    1. . Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста……….…..4
    2. . Лепка как способ развития детского творчества…………………………...6
    3. . Использование лепки из соленого теста как способ развития детского творчества……………………………………………………………………….7

ГЛАВА 2. РАБОТА С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ НА УРОКАХ………………10

2.1. Разработка урока по внеурочной деятельности согласно календарно-тематическому планированию……………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ИНФАРМАЦИООНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….20

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лепка из солёного теста последний десяток лет стала очень модным занятием, имея глубокие корни, начиная от древних инков. На Руси, ещё в те  времена, когда Новый год отмечали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста, украшать их росписью. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ богатства и благополучия в семье. И хлеб и соль будут всегда на столе. Фигурки называли просто – «хлебосол». Даже по версии «Божественной комедии» в кукольном театре С. Образцова, у Бога есть особое тесто, из которого он вылепил первых людей – Адама и Еву.

Не смотря на то, что лепка из солёного теста очень древнее занятие, но и сейчас не устают удивлять творенья рук человеческих! Изделия современных мастеров, прошедшие огромный путь эволюции, использующие сейчас новые методы и технологии лепки и росписи, зачастую просто великолепны и удивительны.

Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе - воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению, развитию ловкости рук и точности глазомера, само по себе тесто является теплым, экологичным, легко отстирывающимся и доступным материалом.

Солёное тесто очень пластично и эластично, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет истинную радость и удовольствие, будоражит фантазию, успокаивает нервную систему.

На занятиях внеурочной деятельности «Академия детства» дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты. В подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д. Во время работы ученик также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика.

Развитие мелкой моторики рук способствуют тому, что пальцы ребенка становятся более упругими и сильными, что, в свою очередь, позволяет держать карандаш или ручку.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределенны, а возникают в процессе воспитания и обучения.

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

    1. Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста

 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В.А.Сухомлинский.

 

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за, тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку [1;5]. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка. Исследователи детского творчества (Л.С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчёркивали его реалистическую основу [2;8]. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в изобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка – играть, ему интересен процесс деятельности, а не результат как условие, средство осуществления с игрой [3;4].

Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планирует его с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа [4;7]. 

Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать её особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.

Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.

Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа[5;10].

Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.

Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого [6;18].

Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что младший возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека [7;9].

 

 

1.2 Лепка как способ развития детского творчества

 

На первом этапе творческой деятельности школьников созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. В связи с этим ассоциативный образ переходит в преднамеренный. Ребенок начинает понимать, что можно передавать в лепке образы предметов, какие - то явления, но у него появляется желание выразить свое отношение к ним. В процессе лепки комок теста в руках ребенка приобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, надавить пальчиком, двигает по столу.  Благодаря тому, что ребенок держит в руках объемную форму комка, он скорее начинает осознавать её. Поэтому в лепке основным будет восприятие формы, в то время как в рисовании ребенок видит, прежде всего, линию, цветовое пятно. Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Говоря о лепке, имеется ввиду изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь тестом, глиной или пластилином [8;15]. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Одновременно ребенок осознает различные свойства теста, глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер. На занятиях по лепке перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой развитие данных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем, и воспринимается ребенком со всех сторон [9;13]. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает   все стороны предмета, не одну, как в рисовании или аппликации. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения [10;19]. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками [11;8]. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т.д. Развитию творчества способствует также коллективная лепка, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения. В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах эстетического восприятия.

 

 

1.3 Использование лепки из соленого теста как способ развития детского творчества

 

Лепка — придание формы пластическому материалу (тесту, пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким [12;15]. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом [13;7].

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАБОТА С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ НА УРОКАХ

 

Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.

Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Учебно–материальное обеспечение нужно смотреть в приложении № 1.

2.1. Разработка урока по внеурочной деятельности согласно календарно-тематическому планированию

 

Тема: Практическая работа. Изготовление фигурок зверей для 4 класса

 

Урок № 17

Дата:

 

Цель: создание "Курочки" из солёного теста. Задачи: Образовательные: научить детей лепить из солёного теста курицу. Развивающие: развивать аккуратность при работе с тестом. Воспитательные: воспитывать у детей желание сделать птицу

Необходимый материал: мука высшего сорта, соль, пластиковая доска, скалка, стек, стаканчик,.

 

 

Рецепт солёного теста: 2 стакана муки, 1стакан  г соли, немного воды, примерно 100г. Замешиваем тесто и перекладываем в целлофановый пакет.

Ход работы:

Раскатываем тесто скалкой в пласт толщиной примерно 1 см и вырезаем круг стаканом.

 

Скатываем 7 маленьких яиц.

 

Приклеиваем их на круг с помощью воды.

В центр круга приклеиваем лепёшку.

Раскатываем толстую колбаску, сгибаем её, формируем тело курочки, голову, хвостик.

Садим курочку на яйца.

Из маленьких кусочков теста делаем клюв и бородку.

Приклеиваем их к голове курочки с помощью воды.

Делаем гребешок из трёх кусочков теста в форме капли.

Приклеиваем их на голову курицы, уложив немного на бок.

 

 

Для крыльев понадобится раскатать два колобка и расплющить их потом сформировать крылья и с помощью воды прикрепить.

 

 

Когда курочка высохнет на открытом воздухе, раскрашиваем его гуашью и покрываем бесцветным лаком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей, развиваеть собственную активность, самоконтроль, любознательность, оригинальность мышления.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

На основании наблюдений и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

- Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

- На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей младшего школьника.

 

СПИСОК ИНФАРМАЦИООНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; - М.; Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007. – 192 с., ил.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Развития детского творчества», М., 2002.
  3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие младших школьников на занятиях по трудовому обучению», М., 2002.
  4. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
  6. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития»1997 -192с.
  7. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность младших школьников. М, 2005
  8. Григорьева Г.Г. Развитие в изобразительной деятельности. М. 2000г.
  9. Григорьева Г.Г. Развитие учащихся в изобразительной деятельности. – М., 1999.
  10. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
  11. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. Дидактика, 2006
  12. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского творчества.Соленое тесто. - М.: Владос, 2006
  13. Кискальт И.Солёное тесто.- М.: «АСТ-ПРЕСС», 2002.- 143с., ил.
  14. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
  15. ЛитвиненкоВ.М. Учимся рисовать. - СПб. : Издательский дом «Кристалл».-2001.-160с.,ил.
  16. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. – М.; Издательский дом МСП, 2007. -128 с., ил.
  17. Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224с., ил.
  18. Хананова И.Н. Солёное тесто. – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
  19. Чаянова Г.Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа – Плюс, 2005.-144с. (для начинающих), ил.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Специальный набор форм, методов и приемов обучения, воспитательных средств определяется совокупностью психолого-педагогических установок, используемых в работе внеурочной деятельности. В реализации учебно–воспитательных задач, а так же в повышении результативности процесса обучения решающее значение играет умелое использование и оптимальное сочетание этих составляющих обучения.

Каждое занятие определяется темой по календарно-тематическому планированию и состоит из  теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из объяснения нового материала, сопровождающаяся показом соответствующих теме схем и таблиц, а так же образцов изделий, выполненных педагогом.

Объяснение целесообразно сопровождать  демонстрацией образцов и в сборе и в деталях для более полного представления ребёнка об операциях по изготовлению.

В целях повышения интереса к предмету на занятиях, а так же отслеживания уровня усвоения материала используются дидактические игры, викторины, кроссворды. Наличие популярных изданий вызывает интерес ребёнка и расширяет его представление о творчестве в предлагаемом направлении, заставляет заниматься самообразованием. У педагога нет цели добиваться точного выполнения образца детьми, а принимая его во внимание – вызвать интерес к творчеству, изменяя и усовершенствуя изделия в соответствии с правилами композиции и цветового решения.

Практическая часть включает в себя преобразующее начало элементарного творчества. Полученные сведения, а также навыки, умения и фантазия ребёнка способны сотворить великолепные изделия, которые удивляют и восхищают, дают ощущение самореализации, уверенности в себе.

Рецепт солёного теста.

 

Рецепт солёного теста очень прост и не требует больших затрат:

 

1 стакан соли,

2 стакана муки,

3\4 стакана воды.

 

Соль используется любая, но чем тоньше помол, тем лучше. Предпочтительна соль «Экстра». Если есть только крупная соль её можно смолоть в кофемолке. Мука должна быть высшего или первого сорта. Серая мука хуже вымешивается, и тесто получается липкое. Вода  - комнатной температуры.

Насыпав соль в миску, тщательно размять комочки, добавить муку, перемешать, добавив большую часть воды, немного оставить в стакане. Если во время приготовления тесто крошится, добавлять понемногу воду, вымешивать тщательно,  пока тесто не станет эластичным. А если тесто всё же прилипает к рукам, нужно добавить немного муки. От качества теста зависит – будет ли изделие  держать форму.

Существуют и другие рецепты солёного теста. В тесто можно добавить немного клея ПВА – изделие будет более прочным, можно добавить столовую ложку растительного масла или   сухой крахмал из расчёта: 1,5 стакана муки +0,5 стакана крахмала – тесто будет более эластичным.

 

1,5 стакана муки,         2 стакана муки,                    2 стакана муки,

0,5 стакана крахмала,          1 стакан соли,                      1 стакан соли,

1 стакан соли,                         100 г клея ПВА,                      1 стакан клейстера.

3\4 стакана воды.                    80 г воды.

 

Клейстер готовится так: залить 0,5 стакана крахмала небольшим количеством холодной воды и тщательно перемешать до консистенции сметаны. В полученный раствор тонкой струйкой влейте крутой кипяток, непрерывно помешивая раствор, чтобы не было комков. Клейстер должен получиться прозрачным и студенистым.

Можно в тесте использовать ржаную муку, которая придаёт изделиям тёплый коричневый оттенок деревенского хлеба. Его необязательно раскрашивать.

 

2 стакана пшеничной муки,

1 стакан ржаной муки,

2 стакана соли,

1,5 стакана воды.

 

Если с тестом будут работать дети, нужно замесить  его покруче, потому что в тёплых детских ручках тесто размягчается.

 

Материалы и инструменты

 

Для полноценных занятий с детьми  в первую очередь необходимо просторное помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, оборудование: столы, стулья, пригодные для лепки и рисования.

Для лепки и сушки на нём,  необходимы прямоугольные кусочки коробочного картона. Коробочный картон используется потому, что внутри  приклеен гофрированный слой - своеобразная вентиляция, который даёт возможность изделию хорошо просохнуть.

Для того чтобы тесто при работе не высохло раньше времени – его необходимо положить в целлофановый пакет без доступа воздуха, слегка перекрутив край.

Инструменты, необходимые для работы очень разнообразны, главными из которых являются наши ладони и пальцы. Так же необходимы в работе стеки разнообразных форм, самой универсальной является стека для работы с пластилином.

Кроме того, для лепки пригодятся баночка с водой, пустые стержни от шариковых и гелиевых ручек, сами  цилиндрики от ручек с различными по диаметру отверстиями для оттисков, скалочка, расчёска, маникюрные изогнутые ножницы, фактурные пуговицы, их можно для удобства приклеить к пробкам, чесночница, формочки для печенья и т. д.

Можно для различных работ использовать веточки, семена  растений и фруктов, пряности. Так если в яблочко воткнуть гвоздику, а землянику из цветного теста обвалять в манной крупе, они получатся более натуральными.

Для того чтобы раскрасить изделие из солёного теста понадобятся баночка для во

Просмотр содержимого документа
««Методическая разработка для подготовки к занятию по разделу: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО » Тема: «Лепка из соленого теста»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»




Работа на участие в конкурсе


«Творческое пространство педагога»





«Методическая разработка для подготовки к занятию по разделу:


«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО »


Тема: «Лепка из соленого теста»







Автор:

Луценко Снежана Сергеевна




пгт. Белореченский

2022 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА…………………………………………………….4

    1. . Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста……….…..4

    2. . Лепка как способ развития детского творчества…………………………...6

    3. . Использование лепки из соленого теста как способ развития детского творчества……………………………………………………………………….7

ГЛАВА 2. РАБОТА С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ НА УРОКАХ………………10

2.1. Разработка урока по внеурочной деятельности согласно календарно-тематическому планированию……………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ИНФАРМАЦИООНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….20

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..21






























ВВЕДЕНИЕ

Лепка из солёного теста последний десяток лет стала очень модным занятием, имея глубокие корни, начиная от древних инков. На Руси, ещё в те времена, когда Новый год отмечали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста, украшать их росписью. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ богатства и благополучия в семье. И хлеб и соль будут всегда на столе. Фигурки называли просто – «хлебосол». Даже по версии «Божественной комедии» в кукольном театре С. Образцова, у Бога есть особое тесто, из которого он вылепил первых людей – Адама и Еву.

Не смотря на то, что лепка из солёного теста очень древнее занятие, но и сейчас не устают удивлять творенья рук человеческих! Изделия современных мастеров, прошедшие огромный путь эволюции, использующие сейчас новые методы и технологии лепки и росписи, зачастую просто великолепны и удивительны.

Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе - воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению, развитию ловкости рук и точности глазомера, само по себе тесто является теплым, экологичным, легко отстирывающимся и доступным материалом.

Солёное тесто очень пластично и эластично, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет истинную радость и удовольствие, будоражит фантазию, успокаивает нервную систему.

На занятиях внеурочной деятельности «Академия детства» дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты. В подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д. Во время работы ученик также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика.

Развитие мелкой моторики рук способствуют тому, что пальцы ребенка становятся более упругими и сильными, что, в свою очередь, позволяет держать карандаш или ручку.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределенны, а возникают в процессе воспитания и обучения.





Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


    1. Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В.А.Сухомлинский.


Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за, тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку [1;5]. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка. Исследователи детского творчества (Л.С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчёркивали его реалистическую основу [2;8]. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в изобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка – играть, ему интересен процесс деятельности, а не результат как условие, средство осуществления с игрой [3;4].

Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планирует его с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа [4;7].

Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать её особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.

Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.

Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа[5;10].

Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.

Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого [6;18].

Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что младший возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека [7;9].



1.2 Лепка как способ развития детского творчества


На первом этапе творческой деятельности школьников созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. В связи с этим ассоциативный образ переходит в преднамеренный. Ребенок начинает понимать, что можно передавать в лепке образы предметов, какие - то явления, но у него появляется желание выразить свое отношение к ним. В процессе лепки комок теста в руках ребенка приобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, надавить пальчиком, двигает по столу. Благодаря тому, что ребенок держит в руках объемную форму комка, он скорее начинает осознавать её. Поэтому в лепке основным будет восприятие формы, в то время как в рисовании ребенок видит, прежде всего, линию, цветовое пятно. Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Говоря о лепке, имеется ввиду изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь тестом, глиной или пластилином [8;15]. Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Одновременно ребенок осознает различные свойства теста, глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер. На занятиях по лепке перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой развитие данных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем, и воспринимается ребенком со всех сторон [9;13]. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, не одну, как в рисовании или аппликации. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому, дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения [10;19]. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками [11;8]. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т.д. Развитию творчества способствует также коллективная лепка, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения. В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах эстетического восприятия.



1.3 Использование лепки из соленого теста как способ развития детского творчества


Лепка — придание формы пластическому материалу (тесту, пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким [12;15]. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом [13;7].

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.





































ГЛАВА 2. РАБОТА С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ НА УРОКАХ


Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.

Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Учебно–материальное обеспечение нужно смотреть в приложении № 1.

2.1. Разработка урока по внеурочной деятельности согласно календарно-тематическому планированию


Тема: Практическая работа. Изготовление фигурок зверей для 4 класса


Урок № 17

Дата:


Цель: создание "Курочки" из солёного теста.
Задачи:
Образовательные: научить детей лепить из солёного теста курицу.
Развивающие: развивать аккуратность при работе с тестом.
Воспитательные: воспитывать у детей желание сделать птицу

Необходимый материал: мука высшего сорта, соль, пластиковая доска, скалка, стек, стаканчик,.



Рецепт солёного теста: 2 стакана муки, 1стакан г соли, немного воды, примерно 100г. Замешиваем тесто и перекладываем в целлофановый пакет.

Ход работы:

Раскатываем тесто скалкой в пласт толщиной примерно 1 см и вырезаем круг стаканом.


Скатываем 7 маленьких яиц.


Приклеиваем их на круг с помощью воды.

В центр круга приклеиваем лепёшку.

Раскатываем толстую колбаску, сгибаем её, формируем тело курочки, голову, хвостик.

Садим курочку на яйца.

Из маленьких кусочков теста делаем клюв и бородку.

Приклеиваем их к голове курочки с помощью воды.

Делаем гребешок из трёх кусочков теста в форме капли.

Приклеиваем их на голову курицы, уложив немного на бок.



Для крыльев понадобится раскатать два колобка и расплющить их потом сформировать крылья и с помощью воды прикрепить.



Когда курочка высохнет на открытом воздухе, раскрашиваем его гуашью и покрываем бесцветным лаком.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей, развиваеть собственную активность, самоконтроль, любознательность, оригинальность мышления.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

На основании наблюдений и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

- Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

- На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей младшего школьника.

СПИСОК ИНФАРМАЦИООНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; - М.; Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007. – 192 с., ил.

  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Развития детского творчества», М., 2002.

  3. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие младших школьников на занятиях по трудовому обучению», М., 2002.

  4. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.

  6. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития»1997 -192с.

  7. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность младших школьников. М, 2005

  8. Григорьева Г.Г. Развитие в изобразительной деятельности. М. 2000г.

  9. Григорьева Г.Г. Развитие учащихся в изобразительной деятельности. – М., 1999.

  10. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

  11. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. Дидактика, 2006

  12. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского творчества.Соленое тесто. - М.: Владос, 2006

  13. Кискальт И.Солёное тесто.- М.: «АСТ-ПРЕСС», 2002.- 143с., ил.

  14. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

  15. ЛитвиненкоВ.М. Учимся рисовать. - СПб. : Издательский дом «Кристалл».-2001.-160с.,ил.

  16. Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. – М.; Издательский дом МСП, 2007. -128 с., ил.

  17. Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224с., ил.

  18. Хананова И.Н. Солёное тесто. – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

  19. Чаянова Г.Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа – Плюс, 2005.-144с. (для начинающих), ил.




ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Специальный набор форм, методов и приемов обучения, воспитательных средств определяется совокупностью психолого-педагогических установок, используемых в работе внеурочной деятельности. В реализации учебно–воспитательных задач, а так же в повышении результативности процесса обучения решающее значение играет умелое использование и оптимальное сочетание этих составляющих обучения.

Каждое занятие определяется темой по календарно-тематическому планированию и состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из объяснения нового материала, сопровождающаяся показом соответствующих теме схем и таблиц, а так же образцов изделий, выполненных педагогом.

Объяснение целесообразно сопровождать демонстрацией образцов и в сборе и в деталях для более полного представления ребёнка об операциях по изготовлению.

В целях повышения интереса к предмету на занятиях, а так же отслеживания уровня усвоения материала используются дидактические игры, викторины, кроссворды. Наличие популярных изданий вызывает интерес ребёнка и расширяет его представление о творчестве в предлагаемом направлении, заставляет заниматься самообразованием. У педагога нет цели добиваться точного выполнения образца детьми, а принимая его во внимание – вызвать интерес к творчеству, изменяя и усовершенствуя изделия в соответствии с правилами композиции и цветового решения.

Практическая часть включает в себя преобразующее начало элементарного творчества. Полученные сведения, а также навыки, умения и фантазия ребёнка способны сотворить великолепные изделия, которые удивляют и восхищают, дают ощущение самореализации, уверенности в себе.

Рецепт солёного теста.


Рецепт солёного теста очень прост и не требует больших затрат:


1 стакан соли,

2 стакана муки,

3\4 стакана воды.


Соль используется любая, но чем тоньше помол, тем лучше. Предпочтительна соль «Экстра». Если есть только крупная соль её можно смолоть в кофемолке. Мука должна быть высшего или первого сорта. Серая мука хуже вымешивается, и тесто получается липкое. Вода - комнатной температуры.

Насыпав соль в миску, тщательно размять комочки, добавить муку, перемешать, добавив большую часть воды, немного оставить в стакане. Если во время приготовления тесто крошится, добавлять понемногу воду, вымешивать тщательно, пока тесто не станет эластичным. А если тесто всё же прилипает к рукам, нужно добавить немного муки. От качества теста зависит – будет ли изделие держать форму.

Существуют и другие рецепты солёного теста. В тесто можно добавить немного клея ПВА – изделие будет более прочным, можно добавить столовую ложку растительного масла или сухой крахмал из расчёта: 1,5 стакана муки +0,5 стакана крахмала – тесто будет более эластичным.


1,5 стакана муки, 2 стакана муки, 2 стакана муки,

0,5 стакана крахмала, 1 стакан соли, 1 стакан соли,

1 стакан соли, 100 г клея ПВА, 1 стакан клейстера.

3\4 стакана воды. 80 г воды.


Клейстер готовится так: залить 0,5 стакана крахмала небольшим количеством холодной воды и тщательно перемешать до консистенции сметаны. В полученный раствор тонкой струйкой влейте крутой кипяток, непрерывно помешивая раствор, чтобы не было комков. Клейстер должен получиться прозрачным и студенистым.

Можно в тесте использовать ржаную муку, которая придаёт изделиям тёплый коричневый оттенок деревенского хлеба. Его необязательно раскрашивать.


2 стакана пшеничной муки,

1 стакан ржаной муки,

2 стакана соли,

1,5 стакана воды.


Если с тестом будут работать дети, нужно замесить его покруче, потому что в тёплых детских ручках тесто размягчается.


Материалы и инструменты


Для полноценных занятий с детьми в первую очередь необходимо просторное помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, оборудование: столы, стулья, пригодные для лепки и рисования.

Для лепки и сушки на нём, необходимы прямоугольные кусочки коробочного картона. Коробочный картон используется потому, что внутри приклеен гофрированный слой - своеобразная вентиляция, который даёт возможность изделию хорошо просохнуть.

Для того чтобы тесто при работе не высохло раньше времени – его необходимо положить в целлофановый пакет без доступа воздуха, слегка перекрутив край.

Инструменты, необходимые для работы очень разнообразны, главными из которых являются наши ладони и пальцы. Так же необходимы в работе стеки разнообразных форм, самой универсальной является стека для работы с пластилином.

Кроме того, для лепки пригодятся баночка с водой, пустые стержни от шариковых и гелиевых ручек, сами цилиндрики от ручек с различными по диаметру отверстиями для оттисков, скалочка, расчёска, маникюрные изогнутые ножницы, фактурные пуговицы, их можно для удобства приклеить к пробкам, чесночница, формочки для печенья и т. д.

Можно для различных работ использовать веточки, семена растений и фруктов, пряности. Так если в яблочко воткнуть гвоздику, а землянику из цветного теста обвалять в манной крупе, они получатся более натуральными.

Для того чтобы раскрасить изделие из солёного теста понадобятся баночка для воды, кисти художественные № 1,2,3,5, гуашевые или акриловые, темперные краски. Акриловые и темперные не требуют покрытия лаком, но они более дорогие. Чтобы изделие лучше сохранилось, можно покрыть его лаком. Сгодится любой бесцветный лак: фисташковый художественный, нитролак для столярных работ, лак для волос.

Для лучшего и прочного усвоения детьми учебного материала важную роль играет использование дидактического материала и наглядных пособий. Использование наглядных пособий позволяет включить зрительное восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению материала, развитию воображения и творческих способностей.

Для наглядности необходимы технологические карты, показывающие поэтапность лепки и раскрашивания изделий, а так же образцы фигурок, объёмных композиций, панно, кулонов и подвесов, словом всего того, что предлагается для изготовления.


Окрашивание теста


Чтобы солёное тесто получилось цветным, как пластилин в коробочке, необходимо его окрасить пищевыми красителями, цветными чернилами или гуашевыми красками. Пищевые красители можно добавлять в готовое вымешанное тесто, поделённое на кусочки, каплями. Для этого из кусочка теста слепить шарик, сделать в нём углубление, капнуть туда краску. После чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено.

На 100 г теста:

2 капли голубой, 5 капель красной, 2 капли жёлтой, 2 капли зелёной, для получения лиловой- 3 капли красной и 1 голубой, для коричневого цвета развести 1 чайную ложку какао или кофе в небольшом количестве воды.

Если тесто однотонное, то можно добавить краску при замешивании.


Сушка изделий


Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Если соблюдать несложные правила обжига или сушки, изделия долгие годы будут радовать глаз, если же не просушенное тесто покрыть лаком, то со временем оно сморщится.

Самый простой и доступный способ сушки – на воздухе, лучше на батарее отопления. Единственный минус – сушка занимает много времени: на миллиметр изделия 1 день сушки (на горячей батарее быстрее). Сушка в комнате занимает приблизительно 7 - 10 дней, на горячей батарее – 3 дня, опять - таки в зависимости от толщины изделия и температуры.

Для обжига подойдёт любая домашняя духовка. Главное – поддерживать невысокую температуру 100 – 150 градусов. Обжиг занимает от 1 до 2 часов.

Для определения полностью ли высохло изделие нужно постучать по изделию указательным пальцем, если звук звонкий, то изделие сухое.


Скорая помощь, треснувшим работам.


Для приготовления клейкой массы необходимо добавить в небольшое количество клея ПВА и немного муки, перемешать. Получится липкая паста, которой можно промазать трещины, слегка смоченные водой. Этой же массой можно склеить отбитые части изделий или клеем «Момент бесцветный».

Когда изделие подсохнет, при необходимости можно его подкрасить, покрыть лаком.


Раскрашивание изделий


Приступать к раскрашиванию изделий нужно только тогда, когда они хорошо просохнут и остынут (при обжиге). Для этого подойдут гуашевые, акриловые или темперные краски, т.к. они имеют хорошую прокрывающую способность. При росписи не стоит брать много воды – тесто, даже хорошо просохшее, не любит сырости!

При раскрашивании деталей панно, начинать необходимо с заднего плана, постепенно переходя на передний. Если нечаянно испачкали гуашевой краской деталь другого цвета, дождитесь, пока краска подсохнет, и покройте испачканное место нужным цветом.

При росписи мини-фигурок начинать нужно с глаз, а затем раскрашивать их поэтапно, дожидаясь пока высохнет предыдущий слой. Таким образом, можно раскрашивать 2 – 3 фигурки одновременно.

Первый этап: у всех фигурок сразу прокрыть глаза белой краской.

Второй этап: по очереди прокрасить все светлые места (в ушках, ладошки, пяточки и т.п.)

Третий этап: после этого в два этапа раскрасить верх и низ игрушки. Фигурка должна быть практически вся покрыта краской, кроме носа. Только после этого можно начать 4 этап росписи.

Четвёртый этап: прорисовка. На этом этапе рисуются зрачки глаз, нос, рот, ресницы, бровки, коготки, шёрстка и т.д.


Цветоведение

Цветоведение – это наука о цвете. Краска всё оживляет. Чтобы грамотно заниматься росписью, необходимо знать хотя бы основы цветоведения.

Существуют три основных цвета, первый круг основных цветов: жёлтый, красный и синий, смешивая на палитре которые, можно получить все остальные цвета.

Второй круг основных цветов называется спектром. Спектр можно наблюдать во время дождя в солнечный день. Когда солнечный луч проходит через капельку дождя, получается красивая радуга, говоря по-научному, спектр. Капельки дождя разделяют белый луч света на составные части – другие цвета. В спектре цвета всегда стоят в одном и том же порядке. Каждый художник помнит этот порядок, как алфавит. Чтобы запомнить этот порядок, достаточно запомнить такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова подсказывает название цвета в том порядке, в котором они стоят в спектре.

Все цвета, которые стоят в цветовом круге рядом, хорошо сочетаются друг с другом, не «режут глаз». Они называются родственными или гармоничными цветами.

Белый, серый и чёрный цвета в спектре отсутствуют. Учёные их даже не считают цветами, а говорят, что они бесцветные – ахроматические. Все остальные цвета называются хроматическими (т.е. цветными).

Хроматические цвета разделяются на тёплые и холодные цвета. Все цвета, напоминающие огонь, солнце, раскалённый металл – тёплые. К ним относятся: Красный, оранжевый, жёлтый. К холодным цветам относятся синий, голубой, зелёный, вызывающие представление о глыбах льда, лунном сиянии, холодной воде.

Отдельные цвета при смешении дают ощущение белого цвета. Они как бы дополняют друг друга, чтобы образовать белый цвет. Цвета эти и называют дополнительными или контрастными. К ним относятся красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый и т.д. Если при смешивании контрастные цвета обесцвечиваются, то при сопоставлении усиливают друг друга, тогда работа становится яркой живописной.

В цвете есть и другие интересные свойства. Например, все предметы, окрашенные жёлтым, оранжевым или ярко освещённые, выглядят более близкими, чем тёмные – синие, фиолетовые. Яркие предметы кажутся большими по размерам, а тёмные - меньшими.

Каждый цвет оказывает различное воздействие на человека: оранжевый и красный возбуждает, зелёный – успокаивает, синий и фиолетовый усыпляют.

Понятие «колорит» означает систему соотношений цветов и тонов, образующих определённое единство. По характеру цветовых сочетаний различают спокойный и напряжённый колорит, тёплый или холодный, светлый или тёмный. А по степени насыщенности и силы цвета – яркий, сдержанный, блёклый. В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста.

Гармоничными называют красивые сочетания цветов, то есть те сочетания, которые вызывают у нас ощущение целесообразного и разумного соединения.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!