Иммитационная игра,
как один из активных методов обучения по ФГОС и
как инструмент определения социально - психологической готовности педагогического коллектива к инновационным внедрениям ФГОС.
Направленность мастер-класса: специфика организации процесса иммитационной игры «Путешествие на Луну» как инструмента определения социально - психологической готовности педагогического коллектива к инновационным внедрениям ФГОС.
Тема: Образовательные результаты освоения ОП ООО для 5-6 классов.
Целевая аудитория:
учителя – предметники, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, администраторы.
Целостность образовательного пространства: внеурочная деятельность с детским коллективом, работа с педагогическим коллективом.
Игровые технологии обучения, как способы активных форм обучения являются составной частью системно-деятельностного подхода в обучении и наиболее полно раскрывают новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Основные рамочные требования ФГОС – знание возрастных особенностей детей, равзитая школьная инфраструктура, использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную или воображаемую действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Оразовательные функции игры:
- психологические, снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке, вырабатывает настрой на работу, быстрое включение в ситуацию, переключаемость в процессе работы;
- психотерапевтические, помогает изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, саморегуляция психического самочувствия;
- технологические, позволяет частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность, умение видеть несколько вариантов развития ситуации, многообразие возможностей, отрабатывает умение анализировать, делать осознанный, аргументированный выбор.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Иммитационные игры
Имитационная игра — это одна из разновидностей деловых игр, которая позволяет участникам понять суть некоторых процессов (экономических, социальных, психологических, управленческих), оценить свои способности работать в команде и проявить аналитические, лидерские и другие деловые качества.
Сущностью имитационной технологии является построение обучающей деятельности, адекватной структуре культуры через формирование у обучаемых ценностных ориентации, отношений, культуры общения, культуры мышления, методов деятельности (планирование, прогноз, анализ, рефлексия). При этом необходима организация жизнедеятельности групп (коллективов), в процессе которой происходит «впитывание» культуры, развитие личности и группы.
Организация эффективного обучения учащихся по игровой технологии (имея в виду целостное развитие личности) предполагает соблюдение ряда принципов:
Принцип проблемности. Игровая технология, в отличие от обучения готовым решениям, основана на групповом решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуждения, т.е. ситуации коллективной деятельности, педагог и учащиеся с необходимостью и гарантированностью включаются в учебную деятельность, и обучение становится личностно значимым и развивающим.
Организация коллективной деятельности через разрешение проблемных ситуаций не только активизирует вербальную деятельность, но и включает всю психику человека. Поэтому усвоение новых знаний, умений становится для школьников смыслообразующим моментом личностного развития.
Принцип личностного взаимодействия. В традиционном обучении учебная работа чаще всего осуществляется «рядом», без личностного взаимодействия «педагог – ученик», «ученик – ученик». Организация взаимодействия педагога и учащихся в обучении по технологии требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик.
Эффективность обучения радикально зависит оттого, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с личностью ребенка. Иммитационная игра позволяет сформируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия.
Принцип единства развития каждого участника и группы (коллективообразования). Полноценное развитие каждого ребенка осуществляется не только в процессе парного взаимодействия с педагогом (даже очень хорошим), но и в ходе общения со многими людьми. Общение - это средство становления у ребенка (и у любого человека) многообразия отношений к себе и к окружающему миру, т. с. общение - это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть сформированы в результате «парной педагогики». Например, эмоциональное сочувствие, сопереживание любому человеку вряд ли можно развить только умозрительным путем, в парной беседе. Необходим опыт соответствующего поведения, его осмысления и чувственного переживания. Такой опыт возможен только в условиях разнообразного общения. Аналогичный подход правомерен по отношению к любой другой стороне личностного развития (социализации, нравственному становлению и т.д.).
Имитационная технология предполагает организацию педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития каждого ее участника.
Принцип самообучения на основе рефлексии. Эта технология ориентирована на индивидуализацию деятельности каждого участника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, так как коллективная мыследеятельность предоставляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т.д.
Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно, и столько, сколько он может взять в силу своего созревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к результату, способствует систематизации, обобщению конкретных способов деятельности, что открывает возможности для целостного развития личности и самообучения.
Для успеха имитационных технологий исключительно важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.
Приведем основные требования к характеристикам общения в системе имитационных технологий:
доброжелательность, неагрессивность предложений, обращений и т.д.;
возможность свободного проявления чувств. Психологи установили, что усвоение детьми конвенциональных норм может привести к подавлению их истинных чувств, к неуверенности, а это значительно снижает способность к творчеству;
развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;
использование способов ненасильственного общения, например таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирование на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансирования похвалы и т.д.;
развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т.е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу вопроса;
развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложения) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т.е. воспринимать их как проблемные ситуации.
Проведение организационно-деятельностных игр предполагает последовательное осуществление этапов технологического цикла:
1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп.
2. Постановка проблемы: актуализация противоречия, коллективное обсуждение целей, способов деятельности, создание творческих групп.
3. Работа по творческим микрогруппам:
проектировочная деятельность - определение собственных целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление программы деятельности;
исполнительская деятельность - реализация программы коллективной мыследеятельности; выработка коллективной, индивидуальной позиции; контроль и коррекция рабочего процесса.
4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группой (научное аргументирование позиции, отстаивание или смена ее).
5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого, группы и коллектива в целом. На основе анализа устанавливается соответствие между целями, содержанием, методами, средствами деятельности и ее результатом. Каждый участник коллективной мыследеятельности осознает ценность деятельности, определяет собственное место в системе отношений, осмысливает свои способы взаимодействия с окружающим миром.
Применяется несколько видов игр:
Организационно-деятельностные игры (ОДИ), предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. задача руководства ОДИ – «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.
Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.
Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.
Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, построенные на внешней занимательности, и игры, требующие действий, которые входят в состав деятельности, подлежащей усвоению.
Игра раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности. Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом им помогает преподаватель.
Назовем те недостатки традиционного обучения, компенсация которых возможна с помощью ТАО.
Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, так как педагог выступает как передатчик информации. Это приводит к формальному усвоению знаний и не дает развивающего результата. Кроме того, при усвоении школьниками готовых истин и предписаний формируется тип личности, привыкающей подчиняться, а не тип личности свободного человека, осознающего ответственность за свой выбор, свои действия.
Отметим далее такую особенность традиционного обучения, как его преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эффективно только для той части учащихся, у которых хорошие способности к абстрактному мышлению. Однако многие дети с выраженными задатками наглядно-образного или наглядно-действенного мышления испытывают большие затруднения в учебе. К тому же при вербальном характере обучения могут недостаточно развиваться эмоциональная сфера детей, их чувства (конечно, высококвалифицированный педагог находит средства развития чувств школьников, но сущностная особенность традиционных методов не гарантирует это). То, что не проходит через чувства, не переходит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях.
Специфической особенностью традиционного обучения является его массовый характер. Педагог работает со всеми (с массой) и с каждым, но при этом не используется коллектив (гуманное сообщество) как средство развития личности. Парадокс в том, что истинное и целостное развитие индивидуальности возможно только через человеческую общность. Чем гуманнее и организованнее общность, тем более полные условия будут созданы для развития каждой личности.
Имитационные технологии помогают избежать указанных недостатков традиционного обучения.
Это обеспечивается благодаря следующим особенностям имитационной технологии:
- деятельностный характер обучения (вместо вербального), организация коллективной мыследеятельности. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепляются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся;
- использование группы (коллектив - высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности. Это требует знания законов коллективной деятельности, механизмов группообразования, принципов выделения лидеров, траекторий жизнедеятельности референтных групп, научных основ гармонизации групповых и индивидуальных интересов и т.д.
Список литературы
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – Москва: «Академия», 2002
Даутова О.Б., Крылов О.Н. современные педагогические технологии в профильном обучении. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: народное образование, 2001
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996