Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центра творчества «Правобережный»
Доклад
На тему:
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» Панкратовой И.В.
Липецк 2018
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением Игра – особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное
– поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра – общение равных. Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:
игра – фактор развития ребенка;
игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.
Технология это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР По области деятельности.
Физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса.
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По предметной области.
математические, химические, биологические, физические, экологические;
музыкальные, театральные, литературные;
трудовые, технические, производственные;
физкультурные, спортивные, туристические, народные;
обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.
По игровой среде: различают игры
без предметов, с предметами;
настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках;
компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,
технические, со средствами передвижения.
По характеру игровой методики.
Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.
Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.
Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение
функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.
Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала , развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Имитационные игры. Имитируется деятельность какой либо организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Технологическая схема деловой игры
Этап | Разработка игры | - разработка сценария |
подготовки | | - план деловой игры |
| | - общее описание игры |
| | - содержание инструктажа |
| | - подготовка материального обеспечения |
| | |
| Ввод в игру | - постановка проблемы, целей |
| | - условия, инструктаж |
| | - регламент, правила |
| | - распределение ролей |
| | - формирование групп |
| | - консультации |
| | | |
Этап | Групповая | - работа с источниками |
проведения | работа над | - тренинг |
| заданием | - мозговой штурм |
| | - работа с игротехником |
| | | |
| Межгрупповая | - выступления групп |
| дискуссия | - защита результатов |
| | - правила дискуссии |
| | - работа экспертов |
| | | |
| | |
Этап анализа и обобщения | - вывод из игры |
| | - анализ, рефлексия |
| | - оценка и самооценка работы |
| | - выводы и обобщения |
| | - рекомендации |
| | |
Технологическая схема деловой игры |
Этап | Разработка игры | - план деловой игры |
подготовки | | - общее описание игры (правила игры) |
| | - содержание инструктажа (роли) |
| | - подготовка материального обеспечения |
| | | |
| Ввод в игру | - постановка проблемы, целей |
| | - условия, инструктаж |
| | - регламент, правила |
| | - распределение ролей |
| | - формирование групп |
| | - консультации |
| | | |
Этап проведения | | - ознакомление с правилами игры | |
| | - процесс игры | |
| | - подведение итогов игры | |
| | |
Этап анализа и обобщения | - анализ, рефлексия |
| | - оценка и самооценка работы |
| | - выводы и обобщения |
| | - рекомендации |
| | | |
Понятийный словарь
Реноме – (от франц.). Установившееся мнение о ком-либо или чем-либо.
Фабула- Сюжетная основа литературного произведения.
Адекватный- (от лат.). Полностью совпадающий с чем-либо, точно соответствующий чему-либо по смыслу, содержанию, значению.
Латентный- (от лат.). Внешне не проявляющийся, скрытый.
Парадокс- 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.
2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
Аттракция- (от лат. attrahere – привлекать, притягивать). Возникновение симпатии, установка на другого человека, как на привлекательного. Является важным показателем профессиональной педагогической пригодности.
Креативность- (от англ. creativity). Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Продуктивный – (от лат.). Приносящий положительные результаты, создающий ценности. Эмпатия – (от греч. сопереживание). Качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
ЛИТЕРАТУРА
Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001 г.
Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 г.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.
3