Игровые тренинги на уроках математики.
Возможность и целесообразность использования игровых тренингов на уроках математики в процессе изучения и закрепления материала различны в зависимости от дидактических целей урока. Если занятия по развитию интеллектуальных способностей ребёнка проводиться во внеурочное время, то их лучше проводить по 2 часа в неделю. Каждое занятие не более 45 минут, чтобы подростки не утомились.
Результаты занятий на первых порах могут быть не так высоки, но не стоит показывать подростку, что он не оправдал ваших надежд. Ребёнок не в коем случае не должен видеть разочарования в глазах учителя, надо помнить, о принципе «педагогического оптимизма». Надо стараться замечать даже самые маленькие успехи ребёнка. Только в этом случае можно добиться серьёзных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии ребёнка.
Упражнения для тренировки и развития восприятия.
Таблица цифр.
Для тренировочных занятий по развитию восприятия у подростков можно использовать методику поиска информации. Учащимся предлагается 100 клеточная таблица, заполненная цифрами (приложение №10). Даётся задание: подсчитать сколько раз встречается каждое из чисел от 0 до 9. при выполнении задания фиксируется время, за которое учащийся подсчитывает, сколько раз встречается 0, затем 1, потом 2 и т.д. лучше всего выполнять задание индивидуально с каждым ребёнком.
Таблица графических изображений.
Для изучения показательной скорости и точности восприятия можно использовать 100 клеточную таблицу с графическими изображениями (приложение №11). Учащимся даётся задание: подсчитать сколько раз встречается каждый графический знак.
Развиваем чувство времени.
Учащиеся располагаются по кругу. Ребятам предлагается закрыть глаза и расслабиться. Учитель говорит следующее: «Когда я скажу, начали, вы начинаете чувствовать время. Когда я скажу, достаточно, вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1мин., 1,5 мин. или 2 мин.
Упражнения для тренировки внимания.
Пропусти число.
Ребятам предлагается посчитать по порядку вслух, причём числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Тот, кто называет запрещённое число, выбывает из игры.
Часы.
В игре участвуют 13 человек. Участники игры становятся по кругу. Условие игры: нужно изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок встаёт у определённого часа. Договариваются о том, где будет 12 часов. Один из игроков – ведущий – становиться в центре и должен назвать время, а участники игры, находящиеся там, где в это время стоят стрелки, одним хлопком обозначают расположение маленькой стрелки, а двумя хлопками – положение большой минутной стрелки. Тот, кто ошибается становиться ведущим.
Считаем вместе.
Участники игры по очереди должны выполнить сложение или вычитание однозначных чисел. Первый называет число: например 9. Второй называет знак: например плюс. Третий называет число: например 3. Четвёртый называет знак: равно. Пятый должен назвать сумму. Шестой называет число и т.д.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Упражнения для тренировки памяти.
Запоминаем рисуя.
Учитель заранее готовит 20 слов, затем называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до трёх. За это время учащиеся должны успеть, каким угодно рисунком для запоминания нарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы ребёнок мог потом по порядку назвать слова.
Кто больше запомнит.
Первый участник игры называет любое слово, например «карандаш»,следующий должен повторить это слово и назвать любое своё, например «лес». Третий участник повторяет два предыдущих слова и называет своё и т.д. таким образом, в конце игры остаётся победитель, который обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.
Города.
Эта игра развивает память подростков, а так же их мышление.
Учитель называет какой – нибудь город, например Москва. Первый из участников должен, вспомнить и назвать город на букву А и т.д. если кто –то из игроков назвал слово, оканчивающиеся буквой, с которой не начинается название никакого города или не может вспомнить название города, он выбывает из игры
Упражнения для тренировки логического мышления.
Шестиклеточный логикон.
Сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних, найти в ней логическую связь и заполнить пустую клетку.
1) 2) 3)
4) 6)
5)
7)
8) 9)
10) 11) 12)
15)
13) 14)
16) 17) 18)
футбол | бадминтон | бокс |
м | в | |
19) 20)
Анаграммы.
Из каждой пары приведённых слов путём перестановок букв нужно составить название крупного города, все буквы должны быть использованы.
1) мера + ноль. 5) кино + рак. 9)арест + бух 13) пар + га.
2) мак + сад. 6) дно + рог 10) Берн + ил 14) Нил + лат.
3) жар + пи. 7) дума + танк. 11) зал + ого.
4) вьюн + лис. 8) лони + босс 12) сом + ква.