"Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии".
Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями в развитии, можно выделить следующие нарушения:
слабость моторики пальцев и кистей рук;
отклонения в координации движений (нарушении темпа и ритма действий);
медлительность и нечеткость движений;
долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук;
с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями пространственного представления;
слабость нажима карандаша или ручки на бумагу;
нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной);
смещение центра листа в стороны;
нет пластичности;
страдает плавность переключаемости с одного движения на другое;
неумение координировать работу обеих рук.
Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей в процессе обучения, что в свою очередь влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности.
Данная категория детей с трудом овладевает всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают ранее проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения.
Работа над мелкой моторикой осуществляется на каждом уроке. Начинать занятие лучше всего с элементов массажа – самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к более сложному. Так постепенно, шаг за шагом, ребенок достигает наиболее высокого уровня при выполнении заданий. Все проделанные действия с ребенком оречевляются педагогом, независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка (степени глухоты), речь учителя должна быть максимально простой по содержанию. На первых этапах обучения ребенок может просто наблюдать за действиями учителя. Постепенно педагог привлекает ученика к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий (ребенок+учитель) идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее ребенок переходит к действию по образцу и по словесной инструкции.
Для развития мелкой моторики предлагаются рисование, вырезание, конструирование, но не все дети могут выполнять эти задания в силу индивидуальных особенностей развития, поэтому мы ищем различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку.
Например, для детей с тяжелой умственной отсталостью и детским церебральным параличом задания выполняются в основном с помощью учителя или утяжелителей. Для слабовидящих детей используются предметы более ярких тонов и крупные изображения.
Приведу игровые упражнения, которые мы используем на занятиях в обучении с учащимися с тяжелыми нарушениями в развитии.
Детей с тяжелыми формами ДЦП (например, с гемиплегией) мы выкладываем в развивающий коврик, добиваясь того, чтобы они пытались дотянуться до висячих предметов с целью захвата и удержания их в течение нескольких секунд (висячие предметы, различные по форме, наполнению, текстуре).
Как показала практика, дети очень любят заниматься с водой, поэтому мы проводим с ними такие игры, как «Рыбалка» - удочкой ребенок должен поймать всех рыбок из «озера» (при этом можно усложнить задание, добавив водоросли и т.д.), если это задание ребенок ещё выполнить, не может, то можно взять в руки рыбку и искупать ее. Так же в воде можно искать различные камешки, ракушки.
Игра «Найди шарики» - (используются гидрогелиевые шарики они разноцветные и приятные на ощупь) ребенок руками должен выловить все шарики из миски с водой, на более сложном этапе ребенку предлагается выловить шарики, с помощью ложки.
Далее предлагаются упражнения, которые мы используем на занятиях с учащимися, начиная с начальной школы:
удержание вложенного в руку предмета, захват и удержание его (предмет разной формы, фактуры, материала);
перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;
бросание предмета в различные емкости;
сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты;
рвать, разглаживать, комкать бумагу;
ощупывание, разминание, расплющивание, раскатывание пластилина (теста, глины), втыкание в него палочек, спичек, крупы;
катание различных мячей в руках, по полу (гладких, массажных, разных по размеру), катание вытянутой палки (валика) по столу (обтянутой разным материалом: полотенцем, мехом и т.д.);
игры с юлой, неваляшкой;
нажатие на кнопки, клавиши (детское пианино, клавиатура и т.д.);
нахождение предмета в крупе (песке), закапывание предмета;
собирание пирамидки (пирамидки из формочек: колечки, стаканчики и т.д.);
вкладывание в ведро с формочками фигурок (запихивание в ведро бумаги);
нанизывание различных по размеру колечек, бусинок, пуговиц, крышечек (с проделанными отверстиями) на тесьму;
рисование в воздухе, рисование различными материалами (красками, мелками, углем, восковыми карандашами), сначала рисуем пальчиковыми красками (делаются отпечатки всей ладонью, затем только указательным пальцем);
разжимание прищепок, прикалывание их;
переливание, наливание воды в емкость, отжимание губки, тряпки;
приклеивание на фланелеграф предметов, изображений на липучках;
откручивание, закручивание крышечек от баночек, тюбиков, бутылок, кранов, шурупов, гаек;
открывание, закрывание крышек от баночек духов, шампуней;
наматывание ниток на палочку, свой палец;
перелистывание книжек, журналов;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
забивание молотком деревянных столбиков;
использование игрового центра с погремушками;
игры с развивающей черепахой;
поднимание с пола различных предметов;
использование магнитных наборов.
Например, в процессе игры «Дары леса» ребенку предлагается собрать грибы, ягоды, что попадаются у него на пути в корзинку.
Игра «Листопад»: по полу раскидываются листочки, которые нужно собрать в ведерко (листья из картона или живые, затем можно сделать аппликацию).
Следует помнить, что при планировании занятия строго соблюдается принцип доступности учебного материала, учитываются индивидуальные особенности ребенка.
В первую очередь учебный процесс должен доставлять ребенку радость, и прежде чем приступать к выполнению задания, учитель должен сначала познакомить ребенка с предметами, с которыми они будут работать, рассказать, что они будут делать, а затем переходить к выполнению упражнения. Стимулом повышения качества работы служит похвала и оценка деятельности учащегося.
Исходя из выше сказанного видно, что реализация индивидуального подхода в содержании и использовании различных приемах работы по развитию мелкой моторики и систематических занятиях с детьми с множественными нарушениями в развитии позволяет достичь определенных успехов в развитии детей. Радость успехам ребенка, похвала – все это дает положительную динамику, тем более что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.
Литература
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.5: Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2006.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., 2010.