Игровые задания по развитию умения рассуждать.
Бывает - не бывает. П е р в ы й в а р и а н т. Учащимся предлагается рассмотреть картинку с изображением (или моделью) ситуаций, не встречающихся в реальной жизни. Нужно ответить, бывает так или нет, и объяснить почему.
В т о р о й в а р и а н т. Учитель говорит, что он сейчас будет рассказывать (например, о каком-либо времени года), а учащиеся должны внимательно слушать и замечать всё верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать, бывает так или не бывает, и доказать это. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».
Т р е т и й в а р и а н т. Учитель называет два предложения, противоречащие друг другу по смыслу. Ученики должны ответить, бывает так или нет, и объяснить почему. Например: «Мальчик поехал в лес на лыжах. Там ему попалась земляника и он стал её собирать».
«Я была в лесу. Там я видела в норе петуха. Он хрюкал».
Зачем и почему? Учитель задаёт вопросы, а ученики должны на них логично ответить. Вопросы должны быть трёх типов.
1) На предположение, угадывание, додумывание: - Как ты думаешь, для чего нужны книги?
- … для чего нам ныжны ножницы?
- … для чего люди ходят в магазин?
- … для чего дети учатся в школе?
2) На выяснение причины или смысла происходящих событий:
- почему снег тает весной?
- почему вода зимой замерзает?
- что требуется для жизни собаке, лошади,
птичке, рыбке?
3) На принятие решения и планирование действий:
- Мы хотим навести порядок в классе. Перечислите, что нужно для этого сделать.
- Мы хотим приготовиться к празднованию Нового года. Перечислите, что мы
должны для этого сделать.
Причина - следствие. Учитель рассказывает о каком-либо событии одним предложением.
Например: «Дети бросили в лесу зажжённую спичку». Ученики должны придумать и описать возможные последствия этого события. Можно использовать и другой вариант игры – учитель задаёт ситуацию, которая якобы уже произошла и является следствием какой-то причины, а ученики должны назвать как можно больше вариантов таких причин.
Рассказ по алгоритму. Учитель предлагает ученикам последовательность описания событий (кто – что – где – зачем – как – когда) и демонстрирует, как можно придумать рассказ. После этого каждому ученику предоставляется возможность придумать и рассказать свою историю.
Пословицы. Ученики должны дать своё объяснение смысла простых пословиц:
Дело мастера боится. Без труда и в саду нет плода.
Глаза боятся – руки делают. Без труда не вынешь рыбки из пруда
Заработанный хлеб сладок Кто не работает – тот не ест.
Без работы пряников не купишь.
Логические задачи.
а) Три девочки – Таня, Ира, Оля – пошли в магазин. По дороге они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашла Таня, если бы она одна пошла в магазин? (5 р.);
б) Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса? (1 час);
в) Лена на дорогу в школу тратит 10 мин. Сколько времени она затратит, если пойдёт вдвоём с братом? (10 мин);
г) Индюк стоит на одной ноге и весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (4 кг.);
д) Что тяжелее: килограмм ваты или полкило гвоздей? (1кг ваты).