СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые задания по развитию умения рассуждать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые задания по развитию умения рассуждать.»

Игровые задания по развитию умения рассуждать.


Бывает - не бывает. П е р в ы й в а р и а н т. Учащимся предлагается рассмотреть картинку с изображением (или моделью) ситуаций, не встречающихся в реальной жизни. Нужно ответить, бывает так или нет, и объяснить почему.

В т о р о й в а р и а н т. Учитель говорит, что он сейчас будет рассказывать (например, о каком-либо времени года), а учащиеся должны внимательно слушать и замечать всё верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать, бывает так или не бывает, и доказать это. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».

Т р е т и й в а р и а н т. Учитель называет два предложения, противоречащие друг другу по смыслу. Ученики должны ответить, бывает так или нет, и объяснить почему. Например: «Мальчик поехал в лес на лыжах. Там ему попалась земляника и он стал её собирать».

«Я была в лесу. Там я видела в норе петуха. Он хрюкал».

Зачем и почему? Учитель задаёт вопросы, а ученики должны на них логично ответить. Вопросы должны быть трёх типов.

1) На предположение, угадывание, додумывание: - Как ты думаешь, для чего нужны книги?

- … для чего нам ныжны ножницы?

- … для чего люди ходят в магазин?

- … для чего дети учатся в школе?

2) На выяснение причины или смысла происходящих событий:

- почему снег тает весной?

- почему вода зимой замерзает?

- что требуется для жизни собаке, лошади,

птичке, рыбке?


3) На принятие решения и планирование действий:

- Мы хотим навести порядок в классе. Перечислите, что нужно для этого сделать.

- Мы хотим приготовиться к празднованию Нового года. Перечислите, что мы

должны для этого сделать.

Причина - следствие. Учитель рассказывает о каком-либо событии одним предложением.

Например: «Дети бросили в лесу зажжённую спичку». Ученики должны придумать и описать возможные последствия этого события. Можно использовать и другой вариант игры – учитель задаёт ситуацию, которая якобы уже произошла и является следствием какой-то причины, а ученики должны назвать как можно больше вариантов таких причин.

Рассказ по алгоритму. Учитель предлагает ученикам последовательность описания событий (кто – что – где – зачем – как – когда) и демонстрирует, как можно придумать рассказ. После этого каждому ученику предоставляется возможность придумать и рассказать свою историю.

Пословицы. Ученики должны дать своё объяснение смысла простых пословиц:

Дело мастера боится. Без труда и в саду нет плода.

Глаза боятся – руки делают. Без труда не вынешь рыбки из пруда

Заработанный хлеб сладок Кто не работает – тот не ест.

Без работы пряников не купишь.

Логические задачи.

а) Три девочки – Таня, Ира, Оля – пошли в магазин. По дороге они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашла Таня, если бы она одна пошла в магазин? (5 р.);

б) Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса? (1 час);

в) Лена на дорогу в школу тратит 10 мин. Сколько времени она затратит, если пойдёт вдвоём с братом? (10 мин);

г) Индюк стоит на одной ноге и весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (4 кг.);

д) Что тяжелее: килограмм ваты или полкило гвоздей? (1кг ваты).