Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска
Игры для детей с ОВЗ
(педкопилка из опыта работы )
Жаркова М.А.,
учитель-логопед
МАДОУ №77
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания младших школьников с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. В игровой деятельности дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной деятельности. Как познакомить ребенка с окружающим миром? Как развивать мелкую моторику? Как адаптировать его к социуму? Конечно же через НОД, как правило, в игровой форме. Желание играть и потребность в игре у детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных, не игровых условиях этого не удается добиться. С целью интеллектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции на своих занятиях мы применяем различные игры.
Хочу поделиться опытом работы коллег из МАДОУ № 103 . Для помощи детям в НОД и свободной деятельности используют визуализацию этапов деятельности, а также картинки- подсказки, схемы и визуальное расписание дня.
Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Ребусы — один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости. Одной из таких игр является «звуковая мозаика», которая представлена полем 3*3 или 4*4, фишки красного, синего, зеленого цвета. Детям предлагается послушать звуки (слоги или слова) и положить фишку, если услышите заданный звук, в конце игры правильность можно проверить с помощью карточки образца, вспомнить звуки, слоги или слова, которые назывались.
Аналогичная игра «Числовая мозаика», Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Для развития речи рекомендуются распевки, заучивание стихов, отгадывание загадок, объяснение пословиц, чтение и пересказ сказок, рассказов, с использованием мнемотехники.
Игры для развития высших психических функций (ВПФ) : для развития воображения -дорисуй предмет, изобрази настроение у волшебниц, для памяти и внимания -«Чего не стало?, «Мемори». «Найди такой же».
Игры для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, вкладыши, прищепки, шнуровки, пирамидки, копилки, камушки и т.д. Игры для укрепления здоровья: различные глазодвигательные упражнения, использование тренажёра Базарного, дыхательные упражнения и на релаксацию.
Большое значение в данном саду уделяется кинезиологическим упражнениям. Данные упражнения проводятся ежедневно педагогами ДОУ, а выходные дни проводят родители. Комплексы упражнений описаны в книге А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольника» Один комплекс выполняется на 1 месяц. Данная работа дает хорошие результаты.
Таким образом, для детей с ОВЗ можно использовать любые игры, что и для детей с нормой развития, но учитывать индивидуальные особенности ребенка.