ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
2
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательные области
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Содержание Программы должно охватывать следующие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
2
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ФГОС ДО
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФГОС ДО
«Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал»
Конструи-рование
Познава-тельное развитие
Конструирование
- - это деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Смысл игр со строительным материалом
- Игра заключается в самом процессе сооружения постройки, изготовления игрушки
Конструктивные умения и способности
Игры со строительным материалом
I. Своеобразие и значение игр со строительным материалом
Созидательная продуктивная человеческая деятельность
Игры со строительным материалом -
- -рубежные игры, посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности.
(А. Н. Леонтьев)
В исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой убедительно доказано:
Основы
Конструк-торской деятельности
Развитие творчества, мышления, пространственного воображения
Игры со строительным материалом
развивается координация движений, мелкие мышцы руки, глазомер.
развиваются умения наблюдать, различать, сравнивать, запоминать, и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последова-
тельности действий.
Во время строительных игр у детей:
развиваются умения анализировать, планировать, фантазировать, творить.
обогащается словарь (словарь точный, выражающий названия геометрических тел, пространственных отношений).
7
Творческий характер игр со строительным материалом
Наличие игрового замысла
Свободное развитие игрового замысла
Вариативность решения созидательной задачи
Интерес детей к процессу деятельности
Работа воображения
Взаимосвязь конструирования и игры
Ранний возраст
Конструирование слито с игрой
Младший дошкольный возраст
Игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение
Старший дошкольный возраст
Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры. Конструирование само по себе приобретает сюжетный характер, когда создаётся несколько конструкций, объединённых общим сюжетом
Связь игр со строительным материалом с другими видами игр
Сюжетно-ролевые игры
Театрализо-ванные игры
Подвижные игры
Дидактические игры
созидание
Содержание игр со строительным материалом
воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов
Виды строительного материала
Подсобный
Природный
Специально созданный
(дощечки, ящики, коробки и др.)
(песок, снег, глина, камни)
(бумага, картон, напольный, настольный строительный материал, конструкторы)
Особенность игр со строительными материалами
- Для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.
- Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.
Методика формирования у детей конструктивных умений
Вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности
Главная идея методики
15
Воспитатель использует прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую соорудил взрослый
Воспитатель строит сам в присутствии детей, вовлекает их в обыгрывание постройки
Приемы, используемые педагогом для формирования интереса детей к играм со строительным материалом
Воспитатель повышает интерес к играм со строительным материалом, знакомя со строительством в действительной жизни.
IV. Виды конструирования
Конструирование по образцу – дети овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
Конструирование по заданной теме - подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.
Конструирование по собственному замыслу – ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
Виды конструирования
Конструирование по условиям - задаются определенные параметры (ширина реки, высота), что содержит большие развивающие возможности.
По чертежам и схемам - в роли образцов выс-тупают графические модели это изображения конструкций в виде планов, схем, чертежей.
Конструирование по моделям - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты.
Методика использования образца
Готовый образец и способ построения.
Частичный образец , т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы.
Незаконченный образец постройки, которую каждый может завершить по-своему.
Образец постройки, которую дети выполняют ее каждый своим способом.
18
Практическое задание
Провести анализ предметно-пространственной развивающей среды в различных возрастных группах на наличие специальных условий для конструктивной деятельности детей.
Условия для развития игр со строительным материалом
Программа «Развитие»
Программа
«Из детства – в отрочество»
Программа «Радуга»
КАБИНЕТ СТРОИТЕЛЬ-НЫХ И КОНСТРУК-ТИВНЫХ ИГР
Программа «Детство»
ЗОНА КОНСТРУИРО-ВАНИЯ
Программа «2100»
УГОЛОК КОНСТРУИ-РОВАНИЯ
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬ-НО-КОНСТ-РУКТИВНЫХ ИГР
СЕКТОР СТРОИТ-ЕЛЬНЫХ ИГР И КОНСТ-РУИРО-ВАНИЯ
В ДОО для развития игр со строительным материалом необходимо создать следующие условия:
Организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный, наглядный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста;
создавать условия для обыгрывания построек;
В ДОО для развития игр со строительным материалом необходимо создать следующие условия:
объединять детей для совместных построек из конструктора;
бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми;
учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами.
Спасибо за внимание!