Дорофеева Светлана Евгеньевна
учитель-логопед МБОУ СОШ №12
г.Ноябрьск
Игры и игровые упражнения для развития речи учащихся 1 класса с ТНР.
Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста и очень часто она преобладает у первоклассников, особенно у тех, которые при поступлении в школу не смогли полностью скомпенсировать нарушения в устной речи. Именно в игре речевые навыки развиваются, ребёнок выражает свои мысли и чувства.
Какие нарушения речи отмечаются у первоклассников: нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слов, не сформированы лексико-грамматические категории, связная речь имеет низкий уровень развития, словарный запас часто ограничен обиходно-бытовой тематикой.
Игра – это и метод, и форма обучения, это и самостоятельная игровая деятельность, и средство воспитания и развития личности ребёнка. Используя игру как средство обучения ребёнка логопед должен чётко поставить перед собой задачи, с какой целью он использует игру. В период обучения грамоте и в добукварный период используя игру (необходимо учитывать особенности развития речи ребёнка) логопед способен реализовать следующие задачи: развитие слухового внимания и фонематического восприятия; совершенствование артикуляционной, общей и мелкой моторики; закрепление и автоматизация произношения поставленных звуков; закрепление и обогащение словарного запаса; закрепление навыка анализа и синтеза слов; формирование связной речи; формирование грамматических форм; подготовка детей к письму, формирование графических навыков; развитие памяти, внимания, мышления.
Через игру развиваются коммуникативные и познавательные УУД. Но необходимо помнить о том, что игры имеют свою классификацию. Дидактические игры по классификации разделяются на:
- обучающие игры;
- контролирующие игры;
- обобщающие игры.
Дидактические игры можно разделить и по типам:
- игры по сенсорному воспитанию;
- словесные игры;
- игры по ознакомлению с природой, бытом;
- игры по формированию математических представлений и др.
Дидактические игры могут быть разными по видам:
- игры с игрушками;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
- псевдо-сюжетные игры.
Дидактические игры по виду деятельности бывают:
- игры-путешествия (усиливают впечатления, обращают внимания детей на окружающую действительность);
- игры-поручения (ребёнку даётся небольшое поручение в виде игры);
- игры-предположения (представь себе, что мы оказались в космосе, что было бы, если мы очутились на дне океана);
- игры-загадки (в основе таких игр лежит проверка знаний);
- игры-беседы (в основе их лежит общение)
Все дидактические игры направлены на развитие восприятия, творческих способностей, внимания, памяти, мышления и конечно же речи. Игра формирует как монологическую, так и диалогическую речь. Также происходит расширение и обогащение словаря, закрепление и автоматизация поставленных звуков, совершенствуется грамматический строй речи.
Использование игровых приёмов в работе по развитию речи приносит больше помощи, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики влияет на умение держать ручку и формирование каллиграфического навыка. Поэтому на каждом занятии уделяется внимание дидактическим играм на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Игры направленные на формирование речевого дыхания также проводятся на каждом занятие, ведь правильное речевое дыхание основа нормального звукопроизношения, речи в целом, так как некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. («Задуй свечу», «Греем рук», «Надуваем шарик», «Я жук, я комар»).
Игры на развитие фонематического слуха на речевом и на неречевом материале. («Угадай кто поёт, кто голос подаёт», «Какой предмет слышишь?», «Повтори – не ошибись»).
Игры на развитие анализа и синтеза. («Слово рассыпалось на слоги – собери», «Перевёртыши слова», «Придумай слово на звук …», «Закончи слово или договори словечко»).
Игры на развитие, обогащение, активизацию словаря («Я знаю 5 названий – овощей, фруктов, городов, игрушек и т.д.», «Сделан из …значит предмет какой?», «Угадай предмет по словам-действиям», «Слова-приятели», «Слова-неприятели», «Один-много», «Назови ласково»).
Игры на развитие грамматического строя речи («Добавь словечко», «Пропавшие слова», «Найди ошибку»).
Игры на развитие связной речи («Репортёры», «Что обозначает пословица?», «Я был в цирке, видел…, я был в театре, видел»).
Игры и игровые упражнения, дадут логопедам возможность проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром более живо и интересно. Почти все игры многоцелевые, поэтому педагог может возвращаться к ним, что поможет детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Литература:
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие упражнения. М.: Первое сентября, 2008
Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя», М.: Чистые пруды, 2009
Швайко Г.С. «Игры и упражнения по развитию речи», М.: Просвещение, 1983