Научно-исследовательская работа
на тему – «Игры и игровые задания, как средство развития скоростно-силовых качеств баскетболистов».
Исполнитель: студент 4 курса группы ФК – 43 Башлаев Виктор.
Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.
Актуальность. Баскетбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма.
Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Баскетболист сегодня - это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.
Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения. Одной из важнейших комплексных скоростно-силовых способностей баскетболистов является прыгучесть - способность максимально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при спорных бросках и т.п.
Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д. Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе 70% движений носят скоростно-силовой характер. Именно поэтому следует уделять большое внимание развитию этих качеств.
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Предмет исследования: методика использования игр и игровых заданий для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Цель исследования: изучить процесс развития скоростно-силовых качеств баскетболистов при помощи игр и игровых заданий.
Задачи исследования:
Изучить научно-методические источники по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Подготовить игры и игровые задания для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ научно-методических источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование процесса развития скоростно-силовых качеств баскетболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ научно-методических источников показал, по мнению многих авторов скоростно-силовая подготовка направлена на решение основной задачи развития быстроты движения. Она ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц.
В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки баскетболиста можно выделить несколько этапов. На этапе начальной тренировки решается основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития.
Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер: кроме специально-подготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.
На этапе специализации скоростно-силовая подготовка, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц.
Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития скоростно-силовых качеств баскетболистов при помощи игр и игровых заданий» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития скоростно-силовых качеств в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития скоростно-силовых качеств, выделить тесты для оценки показателей уровня развития скоростно-силовых качеств, которые доступны для баскетболистов.
На втором этапе анализ научно-методических источников позволил выбрать тесты для определения уровня развития скоростно-силовых качеств баскетболистов:
1. Доставание высшей точки над головой в прыжке (высота прыжка). 2. 40-секундный "челночный" бег (скоростная выносливость). 3. Быстрота передвижений в защитной стойке. 4. Бег ломаными линиями с мячом и без мяча. На третьем этапе исследовательской деятельности изучение опыта специалистов и тренеров-преподавателей по баскетболу помогли выделить методику использования игровых заданий для повышения уровня развития физических качеств баскетболистов в процессе специальной физической подготовки. Эта методика дает положительную динамику роста результатов, если используется на протяжении длительного времени, включается во вторую половину учебно-тренировочного занятия.
Перечень игровых заданий в виде полосы препятствий для тренировочного занятия по спортивным играм (баскетбол)
1. Ловля мяча двумя руками после длинной передачи. Отсчет времени начинается, как только руки игрока коснутся мяча.
2. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга в 1 м.
3. Обводка 5 стоек, расположенных в 2–3 м друг от друга, дальней от стойки рукой.
4. Стоя на месте, ведение мяча удобной рукой по восьмерке между двумя низкими (50 см) стойками. Расстояние между стойками – 50 см.
5. Прыжки на двух с продвижением вперед мяч зажат ногами, между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 45 см.
6. После ведения – остановка прыжком и передача мяча двумя руками партнеру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переводом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляют без зрительного контроля.
7. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу, на расстоянии 1,5–2 м друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный треугольник).
8. Ведение мяча удобной рукой ударами с правой и с левой стороны от трех гимнастических палок, положенных в одну линию.
9. Ведение мяча правой рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).
10. После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину (секундомер останавливать в момент, когда мяч оторвется от рук).
По окончании выполнения заданий определяется победитель, а игровой процесс мобилизует двигательную активность спортсменов, за счет этого повышается уровень развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Выполнение игровых заданий связано с двумя противоречивыми условиями: с одной стороны – преодолевай полосу препятствий как можно быстрее (связано с физической подготовкой); с другой – выполняй двигательные задания полосу препятствий как можно более качественно (связано с технической подготовкой). Время, бег, прыжки – эти факторы и средства способствуют решению задач специальной физической подготовки.
Заключение
Анализ научно-методических источников и выполнение практической части работы показали, что скоростно-силовая подготовка направлена на решение основной задачи развития быстроты движения. В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки баскетболиста можно выделить несколько этапов. На этапе начальной тренировки решается основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития.
Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер: кроме специально-подготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.
На этапе специализации скоростно-силовая подготовка, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц основана на методе динамических усилий, методе повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, а также широкого применения игрового метода.
Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.